3.2.4. Как протест связан с регрессом. При использовании векселя может произойти неприятное событие - должник отказывается платить по векселю. В этом случае кредитор может предъявить претензии к индоссантам и выставителю рассматриваемого векселя.
Эти претензии оформляются в виде официального документа - протеста, в котором указывается: сведения о лице, против которого выдвигается протест; причины (отказ от оплаты, неявка на встречу с кредитором, отсутствие сведений о месте работы или месте жительства должника (компания-должник может оказаться фиктивной); место и дата подачи протеста; подпись должностного лица, принявшего протест. Ну, и конечно, печать. Обычно протест предъявляется через два дня со дня платежа по векселю.
Если выяснится, что оплаты нет и должника нельзя разыскать, то векселедержатель, на основе сведений передаточной надписи уведомляет о данном прискорбном происшествии всех лиц, задействованных в выставлении передачи векселя. То есть осуществляется движение назад по цепочке (см. рис. 3.4). И это движение носит название регресса требований. Каждому предыдущему векселедержателю дается два дня на нотификацию - уведомление предыдущего векселедержателя. Причем регресс требований может быть как последовательным, так и непоследовательным, когда владелец векселя считает необходимым “перешагнуть” через предыдущего индоссанта. Цель регресса требований - дать возможность трассанту и предыдущим векселедержателям до вмешательства официальных органов (ведь протест векселя уже выдвинут) добровольно погасить задолженность по векселю. Иначе им грозит опасность угодить в “черный список” неплательщиков по векселям. А если платить, то придется перечислить, кроме суммы платежа по векселю, еще и проценты со дня окончания срока векселя (обычно они на несколько пунктов превышают действующую учетную ставку центрального банка), издержки по протесту, уведомлению и т.п., комиссионные выплаты (в Германии они могут достигать 1/3% номинала векселя).
Конечно, мы рассмотрели далеко не все вопросы, связанные с применением лишь одной из форм безналичных расчетов.
Можно ли возобновить требования к должнику при утере векселя? Каковы сроки давности по вексельным требованиям и ставки вексельного налога в разных странах? Чем “дружеский” вексель отличается от “бронзового”? И еще многое другое. Несмотря на свою многовековую историю, коммерческий кредит пока не желает сдавать своих позиций. Доля подобных требований и обязательств японских предприятий в общей сумме их баланса достигает в среднем 30%, французских -20-25%. За ними следуют английские, американские и западногерманские компании [17, с.41]. Возрождаются векселя и в нашей стране. Вполне возможно, что в самом ближайшем будущем многим из нас придется столкнуться с этим новым (то есть основательно забытым старым). И будет приятно, если “экскурсия” проведенная в нескольких последних пунктах данной книги, окажется полезной.
3.2.5. Платежные поручения. Давайте вновь займемся конструированием различных форм расчетов. Характерной чертой всех предыдущих вариантов было то, что основными участниками расчетов были продавец и покупатель. И вообще-то можно было обойтись без отделения банка. Добавим теперь еще двух участников расчетов: банк, обслуживающий продавца, и банк, обслуживающий покупателя. Также как и раньше на любой схеме расчетов одна стрелка с обозначением “товар” (“услуга”) будет идти от продавца к покупателю, а другая, с обозначением “деньги” (или перечисление денежных средств) от банка покупателя к банку продавца ( рис.3.5). При этом пусть пока во всех случаях банки выступают только как посредники, передаточные звенья в цепи расчетов, но не как ссудодатели. Возникает вопрос: сколько существует способов информационного взаимодействия всех четырех субъектов, чтобы товар попал от продавца к покупателю, а деньги, при помощи банков, от покупателя к продавцу?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.