5.4. Нормативный подход к прогнозированию и планированию потребления
Дескриптивный подход к моделированию потребления, основанный на изучении поведения потребителей в условиях товарно-денежных отношений, в принципе не способен решать ряд проблем планирования сферы потребления, особенно для долгосрочного периода. Во-первых, многие виды благ имеют нетоварную форму распределения (жилье, общественные фонды потребления, частично нормированное распределение ряда предметов потребления и т.д.). Во-вторых, вследствие ряда причин (изменение ценностных представлений в обществе, появление новых видов потребительских благ и т.д.) возможности экстраполяции выявленных закономерностей фактического поведения потребителей уменьшаются по мере расширения горизонта планирования. Принципиальную недостаточность анализировавшихся в 5.2, 5.3 типов моделей должен компенсировать нормативный подход.
В основе нормативного подхода к планированию структуры и динамики потребления лежит концепция удовлетворения рациональных, разумных потребностей, измеряемых соответствующими целевыми нормативами. В гл. 2 обосновывалось, что минимизация срока достижения уровня рациональных нормативов (условно — "идеального" состояния) является одним из общих критериев оптимизации развития экономики. Там же рассматривалось понятие дерева целей — инструмента программно-целевого планирования, использующего иерархическую систему функциональных и предметных целевых нормативов.
Рациональные нормативы характеризуют современные научные представления об уровнях разумных потребностей по основным группам предметов потребления и потребительских услуг (см., например, табл. 5.1). Они учитывают комплекс физиологических, психологических, экологических, социальных факторов, определяющих "качество" жизни. Разработка рациональных нормативов не ставит задачу строгой регламентации потребления по всему ассортименту продуктов и услуг, а определяет только ориентацию для развития потребления и производства[1]. Безусловно, что под влиянием изменения социальной среды и новых знаний о человеке и обществе рациональные нормативы должны корректироваться.
Как инструменты планирования рациональные нормативы применяются не по отдельности, а системно. Например, из табл. 5.1 видно, что по некоторым продуктам питания (хлебу, картофелю, сахару) фактическое потребление в настоящее время превышает рациональное. Но из этого, разумеется, не следует целесообразность немедленного снижения фактического потребления, поскольку это неизбежно отразится на общем уровне потребления. Такое снижение допустимо только при одновременном продвижении к рациональным нормам объемов потребления других (взаимозаменяемых) продуктов[2]. '
Таблица 5
Рациональные нормативы потребностей и степени их насыщения
Виды потребительских благ |
Рациональный норматив |
Объем потребления (наличия) в 1985 г. |
Степень насыщения, % |
А. На душу населения в год |
|||
Хлеб и хлебопродукты, кг |
110 |
133 |
121 |
Картофель, кг |
97 |
104 |
107 |
Овощи и бахчевые, кг |
146 |
102 |
70 |
Фрукты свежие, кг |
113 |
46 |
41 |
Сахар, кг |
40 |
42 |
105 |
Мясо и мясопродукты, кг |
82 |
61 |
75 |
Молоко и молочные продукты, кг |
405 |
323 |
80 |
Ткани — всего, кв. м |
50 |
37 |
74 |
Трикотаж верхний, шт. |
4,0 |
2,1 |
53 |
Обувь кожаная, пар |
3,6 |
3,2 |
89 |
Б. На 100 семей, шт. |
|||
Радиоприемники и радиолы |
250 |
96 |
38 |
Телевизоры |
135 |
97 |
72 |
Холодильники |
110 |
91 |
83 |
Швейные машины |
98 |
65 |
66 |
Стиральные машины |
72 |
70 |
97 |
Нормативы рационального потребления, сведенные в систему и рассчитанные для определенного типа семей (включая и средний), образуют рациональный потребительский бюджет. Исходя из современных представлений, такому бюджету соответствует месячный среднедушевой доход в 220-235 руб., что примерно в 2 раза превышает уровень среднего фактического бюджета. При этом рациональный потребительский бюджет охватывает не только потребление платных материальных благ и услуг, но и нормативы жилищной обеспеченности, бесплатных и льготных услуг за счет общественных фондов потребления. Потребительские бюджеты (как фактические, так и рациональные) дифференцируются по социально-демографическим группам. Одна из важных задач социальной политики заключается в том, чтобы для наименее зажиточных слоев населения гарантировалось достижение минимального потребительского бюджета (или прожиточного минимума)[3].
Построение рационального потребительского бюджета и входящих в него рациональных нормативов в существенной мере опирается на современную структуру потребления "опережающих" групп населения (не только по доходам, но и по культурно-образовательному уровню и другим характеристикам социального статуса). Таким образом, нормативный подход использует результаты дескриптивного подхода к изучению потребления, в частности модели поведения потребителей и функции покупательского спроса. С другой стороны, представления о рациональном потреблении должны активно применяться для регулирования покупательского спроса и нетоварного потребления посредством научной пропаганды, цен (стимулирующих или препятствующих), рекламы и антирекламы.
Литература
1. Вальтух К.К. Целевая функция потребления: анализ и практическое использование. Новосибирск: Наука, 1980.
2. Введение в теорию и методологию системы оптимального функционирования социалистической экономики. М.: Наука, 1983. Раздел 2.
3. Константинов В.М. Моделирование роста народного благосостояния в народно хозяйственных планах и прогнозах. М.: Наука, 1986.
4. Маленво Э. Лекции по микроэкономическому анализу. М.: Наука, 1985. Гл. П.
5. Райцин В.Я. Модели планирования уровня жизни. М.: Экономика, 1987.
6. Система экономико-математических моделей для анализа и прогноза уровня жизни. М.: Наука, 1986.
7. Шевяков А.Ю., Кирута А.Я. Моделирование сбалансированности и согласования плановых решений в сфере народного благосостояния. М.: Наука, 1986.
[1] Предпринимавшиеся в 50—60-х годах попытки оптимизации структуры потребления только по физиологическим параметрам ("задача диеты"), а также нормирования ассортимента непродовольственных товаров на основе только физических характеристик ("задача о рациональном гардеробе" и т.п.) себя не оправдали.
[2] Вопрос о выборе траекторий движения от фактического потребления к рациональному рассматривается в 8.2.
[3] Расчеты показывают, что для достижения показателей среднего рационального потребительского бюджета к 2000 г. необходимо поддерживать среднегодовые темпы увеличения ресурсов для потребления на уровне 4,5%. При таком темпе показатели рационального бюджета для всех групп населения могут быть достигнуты примерно в 2010 - 2015 гг.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.