общества потребовали новых подходов к ориентации дошкольного воспитания, в частности, переход от учебно-дисциплинарной модели к демократизации и гуманизации воспитательно-образовательного процесса в д/с.
Практикуемая долгое время учебно-дисциплинарная модель воспитания породила определенную систему: ведущая роль в организации педагогического процесса отводилась взрослому. Именно он определял содержание, методы, средства работы, не всегда учитывая интересы детей, их стремление к активности, творчеству, созиданию.
Совсем иной позиции требует личностно-ориентированный способ взаимодействия – представление ребенку свободы, независимости, большого поля для самостоятельных действий, общения на равных.
В этом аспекте особое место занимает развивающая среда, способная обеспечить социально-культурное становление дошкольника. Предметно-пространственная среда - «наша вторая природа» - вне человека теряет всякий смысл. Еще древние мыслители, а позднее просветители подчеркивали, что только человек есть физическая и эстетическая мера всех вещей. Действительно, вне своих обитателей – детей, интерьер детского сада представляет собой мертвую комбинацию различных форм и материалов. И лишь тогда это абстрактный предметный мир приобретает смысл и эстетическое значение, когда он обеспечивает жизненные потребности малыша, активно участвует в сложном воспитательно-образовательном процессе. На важное значение окружающей обстановки в жизни не раз указывали Ушинский, Крупская, Мокаренко, Сухомлинский. Дошкольная психология и педагогика подтверждают актуальную роль в воспитании и развитии ребенка общественных явлений, предметной среды, природы искусства. Такой точки зрения придерживаются Леоньтев, Запоржец, Флерина, Ветлушка и др. специалисты в области дошкольного воспитания.
Вся окружающая детей среда должна быть привлекательной, доступной и информированной для каждого ребенка в отдельности.
Далее следует сказать, предметно-окружающая среда в д/с должна быть обогащенной, т.е. предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Исходные требования к предметной среде – ее развивающийся характер. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психологического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу. Предметно-пространственный мир включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. В этом окружении ребенок – действующее лицо, которое по мере взросления осваивает свойства объектов, их пространственное отношения. Предметно-пространственная среда необходима детям прежде всего потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Перед руководителями малокомплектных д/с встает вопрос: «Как перейти от учебно-дисциплинарной модели к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми?»
- Что можно сделать в направлении воспитательно-образовательного
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.