Исполнительные органы государственной власти (ИОГВ) как субъекты административного права.
I. Понятие и признаки ИОГВ.
ИОГВ – это особый род органов государственной власти, осуществляющий исполнительно-распорядительную и связанную с ней охранительную деятельность государства. Как особый институт ИОГВ необходимо отличать как от иных исполнительных органов (исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, исполнительные органы организаций), так и от иных органов государственной власти. Для этого необходимо выявить общие и отличительные признаки ИОГВ соответственно.
Общие признаки ИОГВ (позволяют отделить от органов муниципального и частного корпоративного управления):
1. Это организованный коллектив людей;
2. Является элементом механизма государства;
3. Обладают относительной обособленностью;
4. Создаются, реорганизуются и ликвидируются государством;
5. Действуют от имени государства и в его интересах;
6. Осуществляют функции и решают задачи, установленные государством.
Отличительные признаки (позволяют отделить от иных органов государственной власти):
1. Осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;
2. Образуют иерархию, основанную на организационном подчинении;
3. Непосредственно или через вышестоящие органы подконтрольны и подотчетны Президенту РФ и Правительству РФ;
4. Подконтрольны законодательным органам, судебным органам, органам прокуратуры;
5. Осуществляют свою деятельность на основании Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
6. Обладают специальным административно-правовым статусом, который складывается из 4 элементов:
a. Целевой блок – содержит нормы, устанавливающие цель создания и функционирования органа;
b. Организационный блок – содержит нормы, устанавливающие порядок создания, реорганизации и ликвидации органа;
c. Функциональный блок – содержит нормы, устанавливающие основные направления деятельности органа и ее формы.
d. Компетенция – это круг вопросов, с сфере которых орган обладает властными полномочиями. Полномочия – это право и одновременно обязанность компетентного органа (должностного лица) осуществлять властные действия (принимать/издавать административные акты, заключать административные договоры, совершать иные властные действия).
II. Классификация ИОГВ.
1. По правовой основе:
a. Предусмотренные Конституцией РФ (Правительство РФ);
b. Функционирующие на основании текущего законодательства (иные ИОГВ);
2. По объему компетенции:
a. Органы общей компетенции – осуществляют свою деятельность во всех или почти во всех сферах жизнедеятельности государства и общества (Правительство РФ, правительства субъектов РФ);
b. Органы отраслевой компетенции – осуществляют свою деятельность в одной сфере (отрасли) жизнедеятельности общества и государства (Министерство сельского хозяйства, Министерство промышленности и энергетики);
c. Органы межотраслевой компетенции – осуществляют свою деятельность в нескольких смежных сферах жизнедеятельности общества и государства (Минюст РФ, Минфин РФ);
d. Органы специальной компетенции – осуществляют специфическую деятельность (выполняют специальную функцию), которую нельзя отнести к какой-либо сфере жизнедеятельности общества и государства (Служба судебных приставов, ФСБ);
e. Органы предметной компетенции – осуществляют специфическую деятельность (выполняют специальную функцию) внутри конкретной сферы жизнедеятельности общества и государства (ГИБДД – в сфере обеспечения публичного правопорядка и безопасности, Инспекция труда – в сфере трудовых отношений и т.д.).
3. По порядку принятия решений:
a. Единоначальные органы – окончательное решение принимается одним человеком, который несет за это решение персональную ответственность (Министерства, Федеральные службы);
b. Коллегиальные органы – решения принимаются коллегиально, ответственность несет весь орган целиком (Правительство РФ, правительства субъектов РФ);
4. По территориальному признаку:
a. Центральные органы – действуют от имени РФ на территории всего государства (Федеральные министерства, службы, Правительство РФ);
b. Органы субъектов РФ – действуют от имени субъекта РФ на территории субъекта РФ (Правительство субъекта, его структурные элементы);
c. Территориальные органы федеральных органов власти – действуют от имени РФ на территории определенной административно-территориальной единицы (Управление внутренних дел по Кировской области, городу Кирову и т.д.).
5. По порядку подчиненности:
a. Подконтрольны Президенту РФ (МВД, ФСБ, МИД, МЧС и т.д.)
b. Правительству РФ (Министерство сельского хозяйства, Министерство промышленности и энергетики, ФАС и т.д.);
c. Находящиеся в двойном подчинении – находятся в непосредственном подчинении ИОГВ субъекта РФ, но должны координировать свои действия с аналогичным федеральным ИОГВ (например, Департамент финансов Кировской области подчинен Правительству Кировской области, но обязан координировать свои действия с Минфином РФ).
III. Система ИОГВ.
-это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных исполнительных органов государственной власти, построенная на определенных принципах и действующая в одном направлении.
Нормативной базой системы ИОГВ являются: Конституция РФ, ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры Федеральных органов исполнительной власти», отраслевые указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, Основные и обычные законы субъектов РФ.
Общее руководство системой ИОГВ осуществляет Президент РФ. Он полномочен устанавливать структуру системы органов, формирует высший исполнительный орган РФ – Правительство РФ, участвует в формировании высшего исполнительного органа субъектов РФ (вносит предложение о кандидатуре Председателя правительства – высшем должностном лице
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.