Исполнительные органы государственной власти как субъекты административного права

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Исполнительные органы государственной власти (ИОГВ) как субъекты административного права.

I.  Понятие и признаки ИОГВ.

ИОГВ – это особый род органов государственной власти, осуществляющий исполнительно-распорядительную и связанную с ней охранительную деятельность государства. Как особый институт ИОГВ необходимо отличать как от иных исполнительных органов (исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, исполнительные органы организаций), так и от иных органов государственной власти. Для этого необходимо выявить общие и отличительные признаки ИОГВ соответственно.

Общие признаки ИОГВ (позволяют отделить от органов муниципального и частного корпоративного управления):

1.  Это организованный коллектив людей;

2.  Является элементом механизма государства;

3.  Обладают относительной обособленностью;

4.  Создаются, реорганизуются и ликвидируются государством;

5.  Действуют от имени государства и в его интересах;

6.  Осуществляют функции и решают задачи, установленные государством.

Отличительные признаки (позволяют отделить от иных органов государственной власти):

1.  Осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

2.  Образуют иерархию, основанную на организационном подчинении;

3.  Непосредственно или через вышестоящие органы подконтрольны и подотчетны Президенту РФ и Правительству РФ;

4.  Подконтрольны законодательным органам, судебным органам, органам прокуратуры;

5.  Осуществляют свою деятельность на основании Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

6.  Обладают специальным административно-правовым статусом, который складывается из 4 элементов:

a.  Целевой блок – содержит нормы, устанавливающие цель создания и функционирования органа;

b.  Организационный блок – содержит нормы, устанавливающие порядок создания, реорганизации и ликвидации органа;

c.  Функциональный блок – содержит нормы, устанавливающие основные направления деятельности органа и ее формы.

d.  Компетенция – это круг вопросов, с сфере которых орган обладает властными полномочиями. Полномочия – это право и одновременно обязанность компетентного органа (должностного лица) осуществлять властные действия (принимать/издавать административные акты, заключать административные договоры, совершать иные властные действия).

II.  Классификация ИОГВ.

1.  По правовой основе:

a.  Предусмотренные Конституцией РФ (Правительство РФ);

b.  Функционирующие на основании текущего законодательства (иные ИОГВ);

2.  По объему компетенции:

a.  Органы общей компетенции – осуществляют свою деятельность во всех или почти во всех сферах жизнедеятельности государства и общества (Правительство РФ, правительства субъектов РФ);

b.  Органы отраслевой компетенции – осуществляют свою деятельность в одной сфере (отрасли) жизнедеятельности общества и государства (Министерство сельского хозяйства, Министерство промышленности и энергетики);

c.  Органы межотраслевой компетенции – осуществляют свою деятельность в нескольких смежных сферах жизнедеятельности общества и государства (Минюст РФ, Минфин РФ);

d.  Органы специальной компетенции – осуществляют специфическую деятельность (выполняют специальную функцию), которую нельзя отнести к какой-либо сфере жизнедеятельности общества и государства (Служба судебных приставов, ФСБ);

e.  Органы предметной компетенции – осуществляют специфическую деятельность (выполняют специальную функцию) внутри конкретной сферы жизнедеятельности общества и государства (ГИБДД – в сфере обеспечения публичного правопорядка и безопасности, Инспекция труда – в сфере трудовых отношений и т.д.).

3.  По порядку принятия решений:

a.  Единоначальные органы – окончательное решение принимается одним человеком, который несет за это решение персональную ответственность (Министерства, Федеральные службы);

b.  Коллегиальные органы – решения принимаются коллегиально, ответственность несет весь орган целиком (Правительство РФ, правительства субъектов РФ);

4.  По территориальному признаку:

a.  Центральные органы – действуют от имени РФ на территории всего государства (Федеральные министерства, службы, Правительство РФ);

b.  Органы субъектов РФ – действуют от имени субъекта РФ на территории субъекта РФ (Правительство субъекта, его структурные элементы);

c.  Территориальные органы федеральных органов власти – действуют от имени РФ на территории определенной административно-территориальной единицы (Управление внутренних дел по Кировской области, городу Кирову и т.д.).

5.  По порядку подчиненности:

a.  Подконтрольны Президенту РФ (МВД, ФСБ, МИД, МЧС и т.д.)

b.  Правительству РФ (Министерство сельского хозяйства, Министерство промышленности и энергетики, ФАС и т.д.);

c.  Находящиеся в двойном подчинении – находятся в непосредственном подчинении ИОГВ субъекта РФ, но должны координировать свои действия с аналогичным федеральным ИОГВ (например, Департамент финансов Кировской области подчинен Правительству Кировской области, но обязан координировать свои действия с Минфином РФ).

III.  Система ИОГВ.

-это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных исполнительных органов государственной власти, построенная на определенных принципах и действующая в одном направлении.

Нормативной базой системы ИОГВ являются: Конституция РФ, ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры Федеральных органов исполнительной власти», отраслевые указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, Основные и обычные законы субъектов РФ.

Общее руководство системой ИОГВ осуществляет Президент РФ. Он полномочен устанавливать структуру системы органов, формирует высший исполнительный орган РФ – Правительство РФ, участвует в формировании высшего исполнительного органа субъектов РФ (вносит предложение о кандидатуре Председателя правительства – высшем должностном лице

Похожие материалы

Информация о работе