19 мая 2003 г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (УЖТ). Этот закон входит в пакет документов, направленных на реформирование железнодорожного транспорта с целью его демонополизации, и потому, по сравнению Транспортным уставом железных дорог РФ (ФЗ от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ) (ТУЖД), имеет много существенных нововведений.
1) Если ранее Транспортный устав регулировал главным образом только отношения, возникающие между железными дорогами Российской Федерации и грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами федерального железнодорожного транспорта, то с 19 мая помимо этих отношений новый Устав распространяется на отношения между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами как железнодорожного транспорта общего пользования, так и железнодорожного транспорта необщего пользования. Кроме того, УЖТ определяет основные условия оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (ст. 1 нового Устава).
2)Уже с первых строк видно, УЖТ вводит принципиально новые понятия. Прежде всего, появляется понятие перевозчика (более подробно этот вопрос в разделе «Субъекты ДПГ). Железная дорога будет выполнять роль владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура).
Из монопольной сферы предполагается вывести как услуги по перевозке, так и всю инфраструктуру железных дорог.
3) Примечательно, что для перевозчика не упоминается необходимость соответствующей лицензии. Вполне возможно, что в дальнейшем будут внесены изменения и в Закон о лицензировании, в результате которых лицензироваться будут только услуги по использованию инфраструктуры, а перевозчики станут посредниками между пассажирами, грузоотправителями (грузополучателями) и владельцами инфраструктур.
4) Помимо коренных, основополагающих нововведений, УЖТ содержит в себе и менее фундаментальные, но не менее важные новеллы, которые касаются непосредственно условий перевозок грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа, взаимодействия владельцев инфраструктур и перевозчиков, перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, ответственности участников железнодорожных перевозок и порядка заявления претензий и исков.
В отношении охраны грузов, требующих обязательного сопровождения (перечень устанавливается МПС РФ), новый Устав предусматривает, что ее должен обеспечить сам грузоотправитель, грузополучатель или уполномоченные ими лица по договору
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.