Механические колебания, страница 9

Объект наблюдения:  Лампа накала

Ход работы:  Собираем цепь, при включении питания обращаем внимание детей на лампу накала подключенную параллельно Катушке индуктивности,  лампа загорается и потухает, после отключения источника тока в цепи, с временной задержкой, что свидетельствует о возникновении индуцированных токов в катушке индуктивности.

Вывод: При изменении тока в контуре меняется магнитный поток через поверхность, ограниченную этим контуром, изменение потока магнитной индукции приводит к возбуждению ЭДС самоиндукции. Направление ЭДС оказывается таким, что при увеличении тока в цепи ЭДС препятствует возрастанию тока, а при уменьшении тока — убыванию.

Индукция в силовых проводниках

Цель учителя:  продемонстрировать учащимся явление индукции в силовых проводниках.

Цель ученика: Убедиться в существовании токов Фуко

Оборудование: Источник тока, соединительные провода, катушка дроссельная, прибор для демонстрации индукция в силовых проводниках, диск.

Объект наблюдения:  Маятник

Ход работы:  Собираем установку, приводим маятник в движение, обращаем внимание на то что маятник колеблется с малым затуханием. Замещаем пластину в маятнике, другой не имеющей прорези. Обращаем внимание на то что процесс затухания стал значительно заметнее. Делаем выводы.

Вывод: Вихревые токи, токи Фуко (в честь Фуко, Жан Бернар Леон) — вихревые индукционные токи, возникающие в массивных проводниках при изменении пронизывающего их магнитного потока.

Медленные затухания электрических колебаний.

Цель учителя:  Объяснение явления свободных электрических колебаний.

Цель ученика:  убедиться в существовании свободных электрических колебаний

Оборудование: источник тока, батарея конденсаторов, катушка дроссельная, соединительные провода, ключ, гальванометр  демонстрационный.

Объект наблюдения:  показания  гальванометра.

Ход работы:   Заряжаем пластины конденсатора, отключаем источник питания, обращаем внимание детей на показания гальванометра,  объясняем что конденсатор разряжается и через катушку индуктивности начинает течь ток, протекая тока создает в катушке индуцированный ток, который в свою очередь заново заряжает конденсатор.

Вывод: В замкнутом колебательном контуре возникают свободные электромагнитные колебания вызванные разрядкой конденсатора и возникновением индуцированных токов.

Медленные не затухающие электрические колебания.

Цель учителя:   продемонстрировать учащимся явление затухания электрических колебаний на осциллографе.

Цель ученика:  Убедиться в том, что электрические колебания действительно затухают.

Оборудование:  источник тока, батарея конденсаторов, катушка дроссельная, соединительные провода, ключ, осциллограф,  ВУП,  триодная лампа.

Объект наблюдения:  Показания осциллографа.

Ход работы:  Включаем питание, обращаем внимание на показания осциллографа, колебания не затухают, объясняем учащимся механизм работы триодной лампы, делаем выводы.

Вывод: Мы наблюдали вынужденные электрические колебания, электрические колебания могут быть вынужденными.

Электромагнитные колебания высокой частоты.

Цель учителя:  Демонстрация внешнего вида простейшего радиоприемника, демонстрация колебательного контура.

Цель ученика:  Убедиться в существовании электромагнитных колебаний и способности их приема.