Механические колебания, страница 8

Поворачиваем ручку звукового генератора и увеличиваем частоту звучания до 20 кГц.

В: обратите внимание на высоту тока. Что с ней происходит?

О: Она увеличивается.

В: Как это можно проследить?

О: Это можно проследить по повышению синусоид на осциллографе.

Вывод: такая постановка опыта наглядно убеждает учащихся в том, что высота тока характеризуется частотой колебаний звучащего тела, чем больше частота колебаний, тем больше ток.

Опыт: Звуковой резонанс.

Цель: наглядно продемонстрировать явление звукового резонанса.

Оборудование: Генератор В.И., громкоговоритель, камертон, штатив, шарик, подвешенный на нити.

 


Ход работы: К генератору В.И. подключают громкоговоритель, который располагают около открытого конца резонансного ящика на расстоянии 10-15 см. К камертону приближают маленький стальной шарик, подвешенный на нити длиной 40-50 см. Ручку резистора выхода звукового генератора ставят на максимум и плавно изменяют высоту тока.

В: Обратите внимание на шарик. Что вы видите?

О: Шарик отскакивает от камертона.

В: Как вы думаете, почему шарик отскакивает от камертона?

О: При определенной высоте тока ветви камертона начинают колебаться, тем самым входя в состояние резонанса.

В: Что такое резонанс?

О: Совпадение частоты внешней и собственной.

Вывод: Мы увидели явление резонанса. Резонанс возникает не только на камертоне, но и на других предметах, но высота тока резонанса для каждого предмета определ

Явление электромагнитной индукции.

Цель учителя: Продемонстрировать явление электромагнитной индукции

Цель ученика: Убедиться в явлении электромагнитной индукции.

Оборудование: Гальванометр демонстрационный, катушка дроссельная, провода соединительные, полосовой магнит.

Объект наблюдения: Показания гальванометра.

Ход работы:

1.  Собираем цепь.

2.  Обращаем внимание учащихся на показания гальванометра, вводим магнит в катушку, показания гальванометра изменяются (стрелка откланяется).

Вывод: Электромагнитная индукция — явление возникновения электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока, проходящего через него.

Правило Ленца

Цель учителя:  Продемонстрировать учащимся правило Ленца

Цель ученика: убедиться в существовании правила Ленца

Оборудование: прибор для демонстрации правила Ленца, полосовой магнит.

Объект наблюдения:  Прибор для демонстрации правила Ленца. (поворот оси прибора)

Ход работы:  Резким движением вводим магнит в кольцо, обращаем внимание ребят на то что поворотная ось пришла в движение, таким же резким движением достаем магнит обратно, обращаем внимание детей на смену направления вращения оси прибора.

Вывод: Правило Ленца, правило для определения направления индукционного тока: Индукционный ток, возникающий при относительном движении проводящего контура и источника магнитного поля, всегда имеет такое направление, что его собственный магнитный поток компенсирует изменения внешнего магнитного потока, вызвавшего этот ток.

Самоиндукция при размыкании и замыкании цепи

Цель учителя:  Показать самоиндукцию возникающую в цепи при замыкании и размыкании цепи.

Цель ученика:  Убедиться  в том что действительно при замыкании и размыкании в цепи содержащей катушку индуктивности, действительно возникает индуктивность.

Оборудование: Лампа накала две, источник тока, провода соединительные, катушка индуктивности , реостат, лампа неоновая, ключ.