4. Практическая часть.
“Адмиралтейские верфи” в Петербурге являются старейшим предприятием России. Начатые строительством по велению Петра Великого 5 ноября 1704 года, верфи уже в 1706 году спустили первые корабли в невские воды. Это были артиллерийские корабли – прамы, имевшие на вооружении 18 орудий, преградившие шведскому флоту путь к строившейся столице России – Петербургу.
В 1709 году был заложен первый корабль открытого моря “Полтава”, построенный в 1712 году. Строителями его был Петр 1 и Федосей Скляев. Одновременно на верфях велось интенсивное строительство галерного флота.
В 1722 году Россия имела на Балтике флот, который ставил ее в ряд крупнейших морских держав мира. Основой Балтийского флота были корабли, построенные на Адмиралтейских верфях.
К началу 20-х годов 18-го века относится первая попытка построить “потаенное судно” – прообраз подводной лодки, которое строил Ефим Никонов на Галерном дворе.
Строительство деревянных парусных и гребных судов в Главном Адмиралтействе продолжалось до начала 60-х годов 19-го века. Всего было построено 137 крупных парусных и около 700 средних и малых деревянных парусных и гребных судов.
Многие из этих кораблей были активными участниками сражений со шведским флотом на Балтике и Турецким флотом на Черном море.
Первенцем отечественного броненосного судостроения стала построенная на Галерном острове в 1863-64 г.г. броненосная батарея “ Не тронь меня”.
Новый этап в развитии верфи начался по окончанию Русско-японской войны, после принятия малой и большой корабельной программ. Корабли их постройки приняли участие в 10-ой мировой войне.
В 1908 году на базе верфей Нового Адмиралтейства и Галерного острова был образован Адмиралтейский судостроительный завод. В 1909 году на Адмиралтейском заводе были заложены два линкора “Полтава” и “Гангут” водоизмещением около 23000 тонн. Эти линкоры стали гордостью отечественного военного кораблестроения.
К 1915 году адмиралтейцы построили более 100 кораблей с металлическим корпусом, в том числе 25 эскадренных броненосцев и броненосцев береговой обороны, 8 крейсеров 1-го ранга, 2 линкора, канонерские лодки, на которых впервые были установлены дизельные двигатели, и другие корабли. Всего до 1917 года на трех заводах было построено более 1000 кораблей и судов. Высокий технический уровень производства на верфях обеспечил создание кораблей во многом не уступавших боевым качествам зарубежных аналогов (Англии, Германии, США).
В годы гражданской войны кораблестроение прекратилось.
В 1026 году Адмиралтейский и Франко-русский заводы объединились, Ново-Адмиралтейский стал самостоятельным. Вновь они объединились в 1972 году в апреле месяце под названием Ленинградское Адмиралтейское Объединение, с 1992 года – Государственное предприятие “Адмиралтейские верфи”. С восстановлением судостроительного производства в 1926 году Адмиралтейские верфи стали ведущим предприятием отрасли и уже с 1928 года приступили к строительству торпедных катеров. Одновременно строились коммерческие суда.
Основную страницу в истории верфей занимает строительство подводных лодок.
В 1956 году начато строительство атомного ледокола “Ленин” – первое в мире надводное судно с атомной энергетической установкой. В процессе строительства ледокола работникам предприятия пришлось решать впервые в практике отечественного судостроения ряд сложнейших технических вопросов, разрабатывать и внедрять в производство принципиально новые технологические процессы. Специалистами верфи разработано оригинальное спусковое устройство для спуска на воду ледокола.
Но главным для адмиралтейцев продолжало быть строительство подводных лодок и глубоководных аппаратов.
Одним из важных вкладов адмиралтейцев в развитие мирового кораблестроения стало создание нового класса кораблей, не имеющих аналогов в мире – технических средств. Их создание означало качественный скачек в развитии технических средств освоения мирового океана, равный по своему значению созданию космических станций длительной эксплуатации.
Вместе с тем в послевоенные годы на верфи было построено около двухсот судов гражданского назначения – танкеров, рыбопромысловых судов (включая плавбазы и заводы), дизель-электрических ледоколов, буксиров, кораблей и судов специального назначения.
В декабре 1997 года заложены дизель-электрические подводные лодки ХХI века “Санкт-Петербург” и “Амур”. ПЛ “Санкт-Петербург” открывает новое поколение дизель-электрических подводных лодок, которые воплощают в себе достижения науки и техники, превосходят по своим параметрам мировые аналоги, способна выполнять любые оперативно-тактические задачи.[1]
Важным событием не только для верфи, но и для гражданского флота России стала начатая в 1998 году программа строительства для отечественного судовладельца уникальных танкеров усиленного класса дедвейтом 20000 тонн, позволяющих существенно активизировать использование Северного морского пути, улучшить поставку топлива и нефтепродуктов для западного и восточного районов Арктики, а также обеспечить освоение нефтяных и газовых месторождений арктического шельфа России. В третьем квартале 2002 года были сданы два последних из пяти танкеров ледового класса “Саратов” и “Усинск”. Танкера этого класса успешно эксплуатируются и заслужили высокую оценку судовладельца. В 2000 году Королевский институт корабельных инженеров Великобритании (RINA) назвал среди лучших судов года (“Significant ship”) арктические танкеры постройки “Адмиралтейских верфей”, подтвердив тем самым их высокий технический уровень и качество. Эти суда спроектированы Инженерным центром ФГУП “Адмиралтейские верфи”.
В соответствии с принятой концепцией реструктуризации продолжается совершенствование организационных структур подразделений предприятия. Проводимая работа осуществляется параллельно с исполнением плана технического перевооружения предприятия. Оснащение предприятия современной техникой, применение современных информационных технологий и программных продуктов существенно меняет требования к персоналу и работе подразделений. В 2003 году проработке и реализации этих направлений будет придано приоритетное значение, потому что результатом этой работы должно стать снижение расходов на управление, упрощение имеющегося документооборота, совершенствование организационной структуры предприятия и оптимизация численности персонала.[2]
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.