СОДЕРЖАНИЕ
Стр
Глоссарий............................................................................................................................................................ 2
Тема 1. Менеджмент, как наука и профессиональная деятельность............... 6
1.1. Содержание науки......................................................................................................................................... 6
1.2. Основные функции менеджмента............................................................................................................ 8
1.3. Методологические основы менеджмента.............................................................................................. 9
1.3.1. Система.................................................................................................................................................... 9
1.3.2. Модель системы................................................................................................................................... 10
1.3.3. Компьютерное управление................................................................................................................ 11
1.3.4. Системы сетевого планирования и управления (СПУ)............................................................... 13
1.4. Менеджмент как профессиональная деятельность, связанная с обеспечением высокой эффективности деятельности предприятия................................................................................................. 14
Тема 2. Стратегическое управление............................................................................................ 16
Тема 3. Среднесрочное и оперативное планирование................................................. 29
3.1. Среднесрочное планирование.................................................................................................................. 29
3.2. Оперативное планирование...................................................................................................................... 31
Тема 4. Структура управления организацией...................................................................... 32
4.1. Понятие «структура управления организацией»................................................................................ 32
4.2. Типы организационных структур............................................................................................................ 32
4.3. Проектирование организационной структуры управления.............................................................. 35
4.4. Эффективность структуры управления и работы управленческого персонала........................... 39
Тема 5. Эффективное управление ресурсами...................................................................... 40
5.1. Управление материальными ресурсами................................................................................................ 40
5.2. Управление качеством продукции и работ............................................................................................ 46
Тесты...................................................................................................................................................................... 54
Литература........................................................................................................................................................ 56
Адаптивная структура |
- |
организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде |
Анализ внешней среды |
- |
стадия стратегического управления, предназначенная для оценки факторов, внешних по отношению к организации |
Бюджет |
- |
план, отражающий ожидаемые результаты и распределяемые ресурсы в количественной форме. Служит основой для контроля за использованием ресурсов |
Выборочный (статистический) контроль |
- |
контроль, осуществляемый на основе теории вероятности. Предусматривает контроль не всей партии, а выборочной совокупности |
Делегирование полномочий |
- |
передача управленческих задач, прав и ответственности менеджеру более низкого уровня управления |
Дерево целей |
- |
модель принятия решений, систематизированное представление целей, задач на разных уровнях |
Дивизионная организационная структура |
- |
тип организационной структуры, предусматривающий создание самостоятельных в пределах организации структурных подразделений(региональных, продуктовых), ориентированных на покупателя |
Единоначалие |
- |
принцип построения организационной структуры в соответствии с которым подчиненный должен получать указания и быть ответственным только перед одним руководителем |
Иерархическая структура |
- |
организационная структура с многоуровневым управлением |
Имитационная модель |
- |
экономико-математическая модель реальной ситуации, с помощью которой можно понять как реально будет меняться ситуация |
Имидж организации |
- |
впечатление, которое производит организация на сотрудников, клиентов и общественность в целом |
Коммуникация |
- |
обмен информацией и документами в процессе управления |
Контроль |
- |
определение параметров системы в процессе управления и сопоставление их с запланированным |
Матричная организация |
- |
тип адаптивной структуры, в которой члены сформированной группы несут ответственность за результаты перед руководителями проекта, а руководитель проекта организует работу по его реализации и согласовывает свои действия с руководителями функциональных органов |
Миссия организации |
- |
исходная цель (задача), которой организация следует в течение длительного времени |
Менеджмент |
- |
наука об эффективном управлении организацией |
Менеджмент |
- |
профессиональная деятельность, обеспечивающая эффективное управление организацией, т.е. достижение поставленных целей при равномерном и полном использовании основных фондов, трудовых, материальных, информационных и финансовых ресурсов |
Модель |
- |
условный образ объекта. Модель должна быть адекватна исследуемому процессу, отображать все характеристики объекта и связи (системные, структурные, функциональные) существенные для достижения цели |
Мотивация |
- |
процесс стимулирования производительной, эффективной работы персонала |
Обмен информацией по вертикали |
- |
движение информации с уровня на уровень в пределах организации |
Обмен информацией по горизонтали |
- |
движение информации от одного структурного подразделения к другому, находящемуся на одном уровне, для принятия согласованных управленческих решений |
Планирование |
- |
определение целей и задач организации (подразделений), и мероприятий решений, необходимых для их достижения |
Проектная организационная структура
|
- |
временная организационная структура, формируемая для достижения целей |
Производительность |
- |
объем выпуска, деленный на объем потребленных ресурсов |
Обеспечивающие структуры |
- |
подразделения, обеспечивающие функционирование производственной системы |
Системы сетевого планирование и управления
|
- |
системы организационного управления, основой которой является сетевая модель |
Структура функциональная |
- |
взаимная связь функций, осуществляемых в системе |
Структура организационная |
- |
совокупность органов управления, реализующих основные функции управления; система взаимосвязанных рабочих мест менеджеров, объединенных в структурные подразделения, между которыми установлены вертикальные и горизонтальные связи |
Функция |
- |
круг решаемых задач, объединенных общей целью |
Функции управления |
- |
планирование, маркетинг, организация, контроль, учет, регулирование, мотивация |
Цепь команд |
- |
иерархия уровней управления, создаваемая делегированием полномочий |
Этические нормы |
- |
система ценностей и правил этики, соблюдение которых требует организация от своих подчиненных |
Менеджмент - наука об эффективном управлении организацией. Одновременно менеджмент - профессиональная деятельность, обеспечивающая эффективное управление, то есть достижение поставленных целей и рациональное использование ресурсов (основных фондов; трудовых, финансовых, материальных и информационных).
Часто употребляемый термин «эффективность» не имеет однозначного толкования и методологии оценки. Иногда под эффективностью понимают производительность, результативность, экономичность, успешность бизнеса.
Понятие «производительность» чаще используют как внутренний показатель. Он рассчитывается как результат (объем производства, доход, прибыль) отнесенный к затратам ресурсов (трудовых, финансовых, основных фондов).
Эффективность деятельности включает также степень удовлетворения потребностей потребителей.
По определению П.Друкера, «производительность позволяет выполнить все необходимое, а эффективность - найти это необходимое».
Суть эффективности заключается в обеспечении сбыта производимой продукции, увеличении объема продаж, высокой производительности и снижения затрат на производство на основе оптимизации производственных процессов.
Некоторые авторы различают внутреннюю и внешнюю эффективность.
Внешняя эффективность - степень достижения целей организации.
Внутренняя эффективность - экономичность, наилучшее использование ресурсов, оптимизация процессов в организации.
Этапы развития менеджмента. Научные основы управления Ф.У.Тейлора.
Классическая школа менеджмента. Теории человеческих отношений. «Индустриализация» производства и «научная организация труда» в России. Использование экономико-математических методов и моделей, автоматизация управления. Системный и ситуационный методы управления. Учет риска и неопределенности при принятии управленческих решений. Сегодня менеджмент - это управление организациями, которые рассматриваются как открытые системы, находящиеся под воздействием внешнего мира.
Дисциплина «Менеджмент» дает представление о взаимосвязи и содержании управленческих задач, методах поиска оптимального (соответствующего выбранному критерию), или рационального (лучшего из альтернативных вариантов) управленческого решения. На рис.1 представлена упрощенная схема управления.
|
|||
Рис.1. Схема управления.
Управление организацией - единство выбора целей, программы для их достижения и механизмов их реализации, компенсирующих все возможные помехи. Оперативное управление - целенаправленное воздействие на объект управления для достижения конечных результатов (выпуск запланированного количества продукции, получение максимальной прибыли, повышение качества продукции, рост производительности труда и т.д.).
Орган управления (организационная структура управления) - система рабочих мест менеджеров, осуществляющих различные функции управления.
Функции - круг решаемых задач, объединенных общей целью
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.