Работа Новиковой Юлии, 575/2 гр.
Практическое задание №3.
Тема: социально-психологические и социально-демографические факторы, формирующие отношение местного населения к переселенцам с Кавказа и представителей кавказских национальностей к местному населению (армян, таджиков).
Объект: факторы, формирующие отношение местного населения к переселенцам с Кавказа и представителей кавказских национальностей к местному населению (армян, таджиков).
Предмет: социально-психологические и социально-демографические факторы, формирующие отношение местного населения к переселенцам с Кавказа и представителей кавказских национальностей к местному населению (армян, таджиков).
Цель: выявление влияния социально-психологических и социально-демографических факторов на отношение каждой из рассматриваемых национальных групп к другой (местное население и приезжие с Кавказа (армяне, таджики)).
Основная задача 1. Определить, как социально-психологические факторы влияют на формирование отношения между местным населением и приезжими гражданами с Кавказа.
Частная задача 1. Выявить влияние национальных стереотипов и предрассудков, сложившихся в обществе, на формирование отношения одной национальной группы к другой.
Гипотеза 1.1. Чем более человек подвержен влиянию общественного мнения, тем больше вероятность того, что он сформирует своё отношение к представителям другой национальности в соответствии с данным стереотипом или предрассудком.
Частная задача 2. выявить влияние менталитета нации на формирование отношения к национальной группе[1].
Гипотеза 1. 2. Влияние менталитета нации не существенно при определении индивидом своего отношения к другой национальной группе, но менталитет наносит свои отпечатки на это отношение.
Частная задача 3. Выявить влияние идеологических предпосылок на формирование отношения к национальной группе.
Гипотеза 1.3. Влияние идеологических предпосылок на формирование отношения индивида к группе зависит от степени влияния идеологических предпосылок на индивида. Чем больше индивид подвержен влиянию со стороны идеологии (например, политика государства), тем больше вероятность того, что его отношение к группе будет сформировано в соответствии с данной идеологией.
Основная гипотеза 1. Влияние социально-психологических факторов на формирование отношения к национальной группе во многом определяется личными психологическими характеристиками индивида.
Основная гипотеза 2. Влияние социально-демографических факторов зависит от внешних условий жизни в обществе: стратификационной системы, общей ситуации в стране.
Основная задача 2. Определить, как социально-демографические факторы влияют на формирование отношения между местным населением и приезжими гражданами с Кавказа.
Частная задача 2.1. выявление влияния возраста индивида на отношение к национальной группе.
Гипотеза 2.1. Влияние возраста на отношение к национальной группе зависит от личных характеристик индивида. Молодой и пожилой человек могут сформировать своё отношение по-разному на основе личного социального опыта и прожитой жизни.
Частная задача 2.2. выявить влияние социального окружения индивида на его отношение к национальной группе.
Гипотеза 2.2. Отношение индивида к группе напрямую зависит от социального окружения индивида[2].
Частная задача 2.3. Выявить влияние социального положения и статуса индивида на формирование отношения к национальной группе.
Гипотеза 2.3. Если социальное положение представителей другой национальной группы отличается от социального положения данной национальной группы, то это влияет на формирование отношений между этими группами. Если социальный статус индивида ниже, чем социальный статус представителей другой национальной группы (это определяется стратификационной системой общества), то более вероятно, что данный индивид сформирует не положительное отношение к национальной группе.
Частная задача 2.4. выявить влияние уровня образования индивида на формирование отношения к национальной группе.
Гипотеза 2.4. Если индивид имеет более высокий уровень образования (высшее), то более вероятно, что его отношение к национальной группе не будет негативным.
Частная задача 2.5. Выявить влияние принадлежности к полу на формирование отношения к группе.
Гипотеза 2.5. Пол не влияет на отношение к национальной группе за исключением специфической ситуации в стране[3].
Примечание:
В формулировках задач говорится о формировании отношения индивида к национальной группе, а не об отношении одной национальной группы к другой, потому что таким образом будет легче выявить влияние перечисленных факторов. Здесь используется метод индукции, если мы исследуем как отдельные индивиды формируют своё отношение к группе, то можно будет сделать вывод и о всей группе в целом.
Оценка 4
[1] В понимании зарубежных ученых, менталитет включает в себя чувства, симпатии и антипатии, образы, представления о человеке и его месте в мире. Причем все эти представления и ощущения связаны не столько с сознанием, сколько с подсознанием; и если сознание регулирует мышление человека, то менталитет регулирует его поведение.
Определение менталитета в развернутой форме первым предложил Г.Бутуль в своей монографии «Менталитет». Он истолковывал это понятие в следующей форме: «Менталитет - это совокупность идей и интеллектуальных установок, присущих индивиду и соединенных друг с другом связями или отношениями веры. Он является априорной формой нашего сознания».
Современными исследователями понятие «менталитет» характеризуется в основном в качестве общественного явления, которое обладает качествами, свойственными той или иной нации, и, тем самым, определяющим ее лицо.
// Бутуль Г. Менталитет. М., 1991.
[2] В данном контексте в социальное окружение включаются личные контакты с людьми, нормы, стереотипы, мнения, преобладающие в данной социальной среде.
[3] К примеру, если в стране распространены экстремистские идеи, то к ним, как правило, будут примыкать представители мужского пола.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.