подразделяется на ряд разделов, одним из которых является профессиональная этика.
Профессиональная этика.
По мнению самого Бакштановского, речь идет о формировании «особого типа морали». Таким образом, встает вопрос о «преобразовании морали в тех случаях, когда она прилагается к сферам жизни общества». Вспомним Бенджамина Франклина и его «заповеди» профессионала, которые приводит Вебер. В них говорится об особой морали, направленной на приумножение своего богатства. Однако, по мнению Вебера, этой морали должен соответствовать весь стиль жизни человека.
При анализе понятия профессиональной этики как некой особой формы морали, возникает вопрос, «не являются ли нормы профессиональной этики всего лишь видимостью морали, а на деле – организационно- техническими правилами?». Если это так, то взгляд на роль профессиональной может существенно измениться.
По мнению Бакштановского, такая точка зрения провоцируется «представлениями о профессиональной этике как только о простой совокупности норм, заданных определенным поведенческим стандартом» (хотя это довольно распространенное определение, например: «Профессиональная этика относится к подразумеваемому или конкретно определенному набору норм или кодексу поведения, которыми руководствуются принимающие решения в своих различных профессиональных ролях»[6], хотя это безусловно имеет место). Задача профессиональной этики, считает Бакштановский, в «обосновании и оправдании состава норм и определенной их иерархии». Так же считает Капто: «профессиональная этика имеет своей задачей на основе методологии обосновать определенную систему норм, регулирующих взаимоотношения людей в той или иной сфере его деятельности»[7]. «Профессиональная этика не может интерпретироваться в качестве номативно-ценностной системы, если она сводится к функции повышения эффективности специализированной деятельности, оставляя в стороне свою социальную миссию. Профессионал не просто следует поведенческим нормам, но и реализует на практике соответствующий образ жизни»[8]. Вспомним Вебера. По его словам, протестантизм опирался на идею, что верующий должен вести рациональный образ жизни, направленный на приумножение своего капитала. Следовательно, предприниматели, главной задачей которых является как раз приумножение капитала, должны воплощать соответствующий образ жизни. Все верно.
Мораль справляется с задачей обеспечения этого самого образа жизни путем включения жизненноважных понятий, таких как «смысл жизни», «культурный идеал», «духовное совершенство человека» и т.п. Очевиднее всего эти понятия интегрируются в профессиональную этику в понятии «профессионального призвания» в его веберовской трактовке как свидетельства истинного профессионализма, считает Бакштановский. Обратимся к Веберовской «Протестантской этике»:
В немецком языке слово «Beruf» (от нем. профессия, призвание) имеет смысл «определенного жизненного положения, четко ограниченной сферы деятельности». В этом понятии просматривается религиозный мотив. Это слово впервые появилось в Библии, как утверждает Вебер, и имело смысл «выполнении мирских обязанностей так, как они определяются для каждого человека его местом в жизни; тем самым эти обязанности становятся для человека «призванием»»[9]. только так можно стать «угодным Богу». Эта есть сущность идеи Лютера. Такой принцип существования диктуется божественной волей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.