Православное понимание предпринимательства

Страницы работы

Фрагмент текста работы

выяснения этого вопроса обратимся к православному пониманию предпринимательства.

«Обычно при этом вспоминают слова Евангелия о том, «как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие», призывы Христа продать свое имение и раздать его нищим, а также евангельское увещевание не копить себе сокровищ на Земле, где моль истребляет и где воры крадут»[1], - так начинает свою лекцию Петрунин, заинтересовавшийся вопросом соотнесения православия и хозяйственной деятельности. Однако дельше он указывает, что это лишь поверхностный взгляд на данную проблему и в Российской истории множество фактов, противоречащих этому утверждению. Например то, что в «экономической жизни страны православные монастыри долгое время играли очень существенную роль. Причем они были не только крупными землевладельцами, но и ссужали деньгами, вели торговлю, становились центрами колонизации вновь осваиваемых земель»[2], «активно занимались коммерцией, бизнесом крестьяне, само название которых происходит от слова «христиане»», «наибольшее количество святых русской православной церкви дало купечесвто». Это означает, говорит автор, что такого рода занятия не рассматривались как противоречащие религиозным убеждениям.

Рассмотрим этом вопрос более подробно.

«Православие, как и христианство в целом, видит высший смысл жизни человека в искании Царства Божия. В соответствие с этим понимание человека и его назначения на Земле никакие иные блага сами по себе не могут рассматриваться как достойная цель существования»[3]. В частности, нам уже известная протестантская этика руководствовалась этим принципом.

По словам Петрунина, «христианское учение утверждает, что в самой природе вещей нет зла. Зло есть лишь следствие греховной, злой воли и заключается не в вещах, а в извращенном, неправильном пользовании ими. Все получает свой смысл, если принимается не как цель, а как средство единственной высшей цели жизни». «Богатство кажется мне, - писал Клиент Александрийский, - подобным змее, которая, если кто не умеет без вреда охватить ее издали и без опасности повесить на кончик хвоста, обовьется вокруг руки и ужалит»[4]. Таким образом, зло в неправильном использовании, а не обладании вещью. Из этих сов видно, что ни торговля, ни прибыль сами по себе не осуждаются.

Автор говорит, что православие совеем не препятствовало предпринимательству, наоборот «нашло собственный эквивалент протестантскому рационализму. Оно изначально исходило из более высоких нравственных критериев, что не могло не отразится и на деловой сфере. в противоположность протестантскому «предопределению к спасению и «оправданию верой» этической нормой православие является, по словам протоирея Сергия Булгакова, «хождение перед Богом с мыслью об ответственности перед ним»; для православного человека сам по себе успех предпринятого дела, величина приносимой им прибыли еще не является доказательством его этической оправданности, богоугодности»[5]. Также, по его мнению, купцы того времени обладали всеми необходимыми качествами, присущими и протестантам: «рационализм

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Деловая этика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
42 Kb
Скачали:
0