1. Некоторые положения в обществе функционально более важны, чем другие, и для их выполнения требуются специальные навыки.
Т. Это только в краткосрочном периоде. В долгосрочном и низкоквалифицированные важны. Все очень абстрактно.
Д. Некоторые аспекты есть в разных обществах. Это теория а не эмпирика.
Т. Они занимают свои положения не только из-за своей важности, но и из-за нехватки кадров.
2. Только небольшое число индивидов в любом обществе обладают способностями, которые могут быть развиты в навыки, соответствующие этим положениям.
Т. Общество о них не занеи. Старитификация – эффективный барьер для отбора.
Д. Социальная система необязательно должна знать, чтобы быть эффективной. Не учет вертикальной мобилльности. Если бы общества были абсолютно закрытыми, то верно, но …
3. Превращения способностей в навыки требует некоторого периода обучения, во время которого приходится чем-то жертвовать, за счет чего и совершается обучение.
Т. Жертвы нет. Убытков нет. За образование платит семья. Критика понятия «жертва». Все это условно.
Д. Сам факт наличия вложений в индивида. Отсутствие з/п в период обучения.
В. Образование само может быть ценностью-целью.
4. Для того чтобы побудить талантливых людей нести эти жертвы и овладевать знаниями, их обучение должно располагать привлекательными ценностями в виде неравного, то есть привилегированного и непропорционального доступа к дефицитным и необходимым благам, которые общество им предоставляет.
Т. Есть и другие стимулы (личные, общественный и т.п.) Описана только 1 схема стимулирования.
Д. Если будут только личные, то ряд положений не будут заниматься.
5. Эти дефицитные и необходимые блага состоят из прав и льгот, которые соответствуют данным положениям или содержаться в них; их можно классифицировать на предметы, обеспечивающие: 1. Средства существования и комфорт 2. Удовлетворение склонностей и развлечения 3. Укрепление чуства собственного достоинства и возможность самовыражения
6. Этот неравный доступ к главным видам вознаграждения в обществе приводит к тому, что различные страты пользуются неодинаковым престижем и уважением. Можно сказать, что именно они (престиж и уважение) вместе с правами и преимуществами создают институциализированное социальное неравенство, то есть стратификацию.
Т: насчёт квалиф-и вознагр-й возникают такие ?-сы:1)одинаковое ли кол-во всех 3-х видов вознагр-я испол-я в " сист-е возн-й или 1-му виду может отдаваться предпочтение, др-и же можно принебрегать; какое предпоч-е может оказаться перспек-ее в кач-ве диф-го стимулятора.
Д. В обществе есть доля социальной мобильности, а Т. этого не учитывал. Он путает уважение и престиж.
7. Следовательно, социальное неравенство между различными стратами по количеству редких и необходимых благ, а также по размерам престижа и уважения, которыми они располагают, и позитивно функционально, и неизбежно в любом обществе.
Т:всё требует эмпирич-й проверки. Они подтвер-т сомнение в том, что соц.нерав-во-метод действйи всегда функц-но для обеспеч-я вып-ия большей части задач, выжнах для об-ва, созн-то и наиболее комп-ми лицами.
Д: мы касались только тех об-тв, кот-е им известны. Полож-е о неизб-ти невозможно ни доказать, ни опровергнуть.
1. некоторые положения в каждом обществе функционально более важны, чем другие, и требуют специальной квалификации для их выполнения. Толкование «функциональное значение» вызывает вопросы: каков минимум и максимум «жизненно важного» и можно ли эмпирически определить его границы (Тьюмен не учитывает, что Дэвис строил абстрактную модель стратификации, которая позволяет операционализировать с «расплывающимися границами» - по поводу определения границ измерения); какой существует способ вычислить функциональность.
2. Только небольшое число индивидов в любом обществе обладает способностями, которые могут быть развиты в навыки, соответствующие этим положениям. Возникает вопрос, правильно ли осведомлено общество о наличии талантов в данной популяции (если предположить, что данное утверждение верно)? В каждом обществе существует некоторая очевидная неосведомленность о количестве талантов в данной популяции. И чем более жестко стратифицировано общество, тем менее у него шансов находить все новые таланты среди своих членов. Уравновешенные и стабильные системы стратификации имеют тенденцию мешать дальнейшему выявлению имеющихся в их распоряжении талантов. Это особенно верно для тех обществ, где возможности выявления этих талантов в каком-либо поколении зависят от различия в материальном положении поколения их отцов. Например, там, где доступ к образованию зависит от богатства родителей и где это богатство распределено неравномерно, большая часть населения лишена возможности даже выявить свои таланты. Т.О. стратификационная система дисфункциональна для открытия талантов в следующем поколении. Существует заметная тенденция элит ограничивать возможность доступа к их привилегированным положениям, если они имеют достаточно власти для того, чтобы навязывать такое ограничение. Только тогда, когда существует настоящее равенство при рекрутации и обучении для всех потенциально талантливых индивидов, неравное вознаграждение может рассматриваться как функциональное. Но системы стратификации, по природе своей, антагонистичны развитию такого полного равенства шансов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.