3. превращение способностей в навыки требует периода обучения, во время которого приходится чем-то жертвовать, за счет чего и совершается обучение. Каковы в современно обществе жертвы на которые вынуждены идти талантливые люди в период обучения? Наиболее серьезные убытки связаны с отказом от имевшегося ранее достатка и со стоимостью обучения. Последнее падает на родителей. Но этот расход оплачивается тем доходом, который родители получают посредством их привилегированного положения в сертификационной системе. Не следует расценивать оплату за обучение как жертву, т.к. способность родителей платить за обучение - это часть дифференцированного вознаграждения ими, родителями, получаемого через их положение.
Отказ от достатка, полученного бы за время обучения, можно оценить суммированием среднего дохода работающих ровесников за время периода обучения. Затем обученный специалист в течение определенного срока способен компенсировать это альтернативный доход и далее получать доход, гораздо больший по сравнению с не обучившимися ровесниками.
Существует психологически и духовные привилегии, которыми пользуются обучающиеся - престиж студента университета. Студент может не возлагать на себя обязанностей взрослого: не обязательно обеспечивать себя полностью или содержать семью. Имеется возможность быть более свободным по сравнению с работающим индивидом.
В американском понимании вознаграждения главное внимание уделяется материальным выгодам положения. Подчеркивать удовольствия, развлечения, самоуважение начинают тогда, когда необходимо оправдать неравенство во всех этих отношениях. Бывает наоборот: в период обучения обучающиеся вознаграждаются не хуже своих сверстников.
4. Для того, чтобы побудить талантливых людей нести эти жертвы и овладевать знаниями, их будущее должно располагать привлекательными ценностями в виде неравного, т.е. привилегированного и непропорционального доступа к дефицитным благам, который общество им предоставляет. Вопрос: какое распределение неравного вознаграждения в виде дефицитных и необходимых благ является единственным и эффективным путем набора соответствующих талантов для этих положений? Тьюмен предлагает принимать во внимание мотивации: Веблена «инстинкт мастера», «социального долга», «служба обществу», - они могут институциализированы в обществе для определения «функционально наиболее важных».
Нужно отличать различия во власти и собственности, рассматриваемые как средство решения соответствующих задач, от таковых же различий, рассматриваемых как вознаграждение за выполнение задач.
Некоторые негативные функции (дисфункции) институционального неравенства показывают сложный характер соцстратификации и ставят под сомнение , что СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО - БЕССОЗНАТЕЛЬНО ВЫРАБОТАННОЕ УСТРОЙСТВО, КОТОРОЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ОБЩЕСТВУ, ЧТО НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЗНАТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯЮТСЯ НАИБОЛЕЕ КОМПЕТЕНТНЫМИ ЛЮДЬМИ.
Дисфункции институционального социального неравенства: 1. назначение систем соцстартификации - ограничивать возможности выявления всех талантов в обществе. Это достигается созданием неравного доступа к соответствующим стимулам, каналам рекрутации и центрам обучения. 2. Уменьшение количества талантов ограничивает возможность увеличения производственных ресурсов общества по сравнению с теми, какими они могли бы быть при условии большего равенства возможностей. 3. Назначение системе соцстартификации - неравномерно распределять среди населения чувство уверенности в собственных силах. Т.к. развитие такого чувства возможно только с развитием творческих способностей, то система будет ограничивать развитие этих возможностей. 4. Назначение системы СС - обеспечить элите политическую власть; 5. Функция систем СС - разжигать недоверие между частями общества и тем самым ограничивать возможность социальной интеграции, т.к. неравенство в социальном вознаграждении не может быть полностью акцептировано теми, кто пользуется меньшими привилегиями в обществе. 6. Назначение систем СС - неравномерно распределять внутри популяции ощущение членам своей необходимости для общества, т.к. ощущение необходимости требует предоставления им места на престижной шкале. 7. Т.к. лояльность к обществу требует , чтобы члены ощущали себя необходимыми для общества, поэтому функция систем СС - распределять лояльность неравномерно. 8. Поскольку активность в обществе зависит от ощущения членами своей необходимости, поэтому функция - распределять стимулы, побуждающие к активности, неравномерно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.