формулировки (если она не взята из учебного плана), целевой установки и разработки предварительного плана, в который включаются основные вопросы темы.
Далее следует подумать о названии лекции. В методике имеются определенные требования к названию. Оно должно отражать содержание, быть ярким, выразительным, образным и коротким, возбуждать интерес слушателя. К сожалению, многие названия публичных выступлений не отвечают этим требованиям. Лекторы часто злоупотребляют в названиях союзом «о»: «О Конституции», «О культуре поведения» и т. д., неграмотно используют соединительный союз «и»: «Воспитание детей и алкоголизм» (логически можно предположить, что в лекции будет идти речь о том, как надо воспитывать детей в духе алкоголизма). Название должно афишировать лекцию, звучать грамотно, нестандартно. Такое название, как «Борьба с преступностью - дело всех и каждого» уже примелькалось и проходит мимо сознания людей, тему выступления можно назвать иначе: «Криминалистика: наука или искусство». Удачно по аналогии и следующее: «Дерматоглифика: наука или хиромантия ?». Название нужно давать применительно к аудитории: для учителей - «Этика человеческого общения», а для учащихся - «Поговорим об этикете».
Когда источники в большинстве своем изучены и лектор почувствовал, что «вошел» в тему, можно приступить к составлению развернутого плана и написанию по нему текста лекции. Следует заранее определить объем лекции, исходя примерно из расчета 17-20 страниц машинописного текста на один астрономический час. При подготовке к лекции отбираются только нужные факты, яркие, надолго запоминающиеся примеры. Материал лекции подбирается лишь тот, который неизвестен слушателям из учебников, периодической печати и популярной литературы, информация — та, которая отвечает требованиям достоверности и объективности, является современной. Слушатель всегда надеется, что ему будет преподнесено что-то новое и неизвестное. Любое выступление - если и не открытие нового, то всегда новое раскрытие уже известного.
Выступление должно быть написано от начала до конца в виде подробного логического рассуждения.
Написание текста является особой формой самоподготовки, выработкой собственного стиля ораторского труда и культуры словесного выражения, но, кроме этого, лекция - это сиюминутное творчество, живой обмен мнениями, импровизация. Оратор — не чтец своего, а тем более чужого текста, он и не актер. Юрист - это и автор, и исполнитель своей речи, речи, создаваемой и произносимой, что называется, «на людях», в контакте с теми, кто его слушает. И публичное выступление - не монолог, а диалог. И слушатель — не просто слушатель, а молчаливый собеседник выступающего.
Чтение с листа допустимо лишь в докладах, отчетах, на официальных приемах, когда всякая оговорка может быть неправильно понята и тенденциозно истолкована. В публичных выступлениях должно преобладать живое слово. Ведь недаром говорят, что слушают не лекцию, а лектора.
Выступление без текста дает возможность следить за аудиторией и видеть проявления внимания, интереса, удовлетворения, утомления, недоумения, непонимания и быстро реагировать на них либо усилением элементов занимательности, популярности, либо созданием проблемной ситуации, переменой способа доказательств, либо изменением интонации, темпа речи и т. д. Итак, публичное выступление — не экспромт, а заранее подготовленный акт, хорошо, до деталей продуманное действие. Очень опасно быть благодушным в отношении предстоящего выступления, надеясь на то, что материал известен и такая же лекция уже читалась
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.