Отчет по воспитательной работе во время педагогической практики, страница 2

Я считаю, что данную беседу можно считать результативной т.к. все учащиеся высказали свое мнение по поводу проблемы наркомании, привели примеры борьбы и сами усвоили, что употребление наркотиков может навредить не только им самим, но и их близким и родным людям. Все воспитательные цели были достигнуты полностью.

2.  АНАЛИЗ КОНФЛИКТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

           Учащийся систематически опаздывает на урок,  входит в кабинет без разрешения, громко разговаривает на посторонние темы, отвлекая одногруппников. В наказание преподаватель вызывает родителей и до тех пор не разрешает посещать свои занятия. Учащийся идет к двери и негромко ругается в адрес преподавателя.  Преподаватель подходит к учащемуся и громко просит повторить сказанное.   Учащийся отказывается, показывая, что останется при своем мнении.  Преподаватель пишет  жалобу классному руководителю группы.

Данный конфликт начал складываться за несколько уроков до  инцидента.  Он мог существовать  некоторое время и вообще не завершаться инцидентом, если бы не явная неделимость предмета спора (право преподавателя заставлять учащегося делать так, как он считает нужным  и нежелание последнего этому подчинится). Преподаватель ограничился жалобой классному руководителю группы и посчитал конфликт исчерпанным. В действительности же это неверно.

Конфликт  разрешается, если исчезает конфликтная ситуация. Устранение же инцидента  вовсе не означает выход из конфликта, так как это приводит к скрытому конфликту. В данном случае конфликтная ситуация осталась. Она коренилась во взаимоотношениях,  которые складывались у учащегося вне стен кабинета. Преподаватель должен был разобраться в ней  раньше, чем произошел инцидент.  Повторное  опоздание учащегося на урок и нарушение дисциплины должны были сигнализировать о его неблагоприятном положении.  В беседе с учащимся можно было выяснить причины нарушений и своевременно помочь. Однако этого не произошло, конфликт  состоялся.  Задача преподавателя была повысить его конструктивные снизить  тенденции. Преподаватель же овладел ситуацией, но не нашел  достойного  выхода и попытался подавить инцидент.

В рассматриваемом случае конфликт имел отрицательные последствия не только для учащегося, но и для всей группы и преподавателя, так как принципом, которым следует руководствоваться при оценке последствий конфликта, является его влияние на способность каждого из участников получить новый опыт, изменить свое поведение. Любой конфликт  ориентирован на будущее: или участники извлекут  из него уроки  и он окажется эффективным  или нет.

Рассмотренный выше конфликт неэффективен, поскольку ни один из его участников не приобрел нового позитивного опыта, не изменил свою позицию в общении. Последствия конфликта   неконструктивны,  меры, принятые преподавателем, недостаточны. Возможными путями разрешения  конфликта могут быть следующие действия: а может преподаватель сам виноват? Зачем он требовал в приказном тоне? Как учащийся должен быть ему ответить? Нужно обязательно с ним поговорить. Важно разобраться в ситуации.

Инцидент нельзя оставлять без внимания и нужно  им воспользоваться в воспитательных целях. Прежде всего, необходимо анализировать конфликтную ситуацию, размышлять о том, как ее преобразовать.  Такая позиция конструктивна, так как ведет к пересмотру собственного поведения и, следовательно, к перестройке отношений с учащимся и способов общения с ним.


Список литературы

1.  Белкин А. С., Жаворонков В. Д., Зимина И. С. Конфликтология: наука о гармонии. – Екатеринбург: Изд-во “ГЛАГОЛЪ”, 1995. – 96 с.

2.  Бородовская Н. И., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов – СПб: Изд-во “Питер”. 2000.

3.  Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.

4.  Соломина Г. М. Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя: Социально-психологический тренинг. – Екатеринбург: Издательство Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996.