УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины "Технические средства судовождения и
особенности их использования в условиях ледового
плавания"
Целевая задача дисциплины - углубление знаний применительно к условиям ледового плавания в высоких широтах.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение.
Основные специфические условия навигационного использования технических средств судовождения при высокоширотном плавании в ледовых условиях.
1.Гироскопические и магнитные системы курсоуказания.
1.1.Гирокомпас "Вега-М". Режимы курсоуказания. Органы управления и контроля. Особенности использования при плавании в высоких широтах.
1.2. Гирокомпас "Вега-М".
Точность функционирования в условиях
частого маневрирования при плавании во льдах. Накопление
девиаций.Использование режима "Гироазимут".
1.3. Новые высокоавтоматизированные
гирокомпасы класса "Гюйс",
построенные на новом типе чувствительного элемента - динамически настраиваемом гироскопе (ДНГ).
Принцип действия ДНГ, основные характеристики.
1.4. Функциональные схемы
гирокомпасов класса "Гюйс", конфигу-
рация гирокомпасов.
Технические и точностные характеристики, нави-
гационное использование.
1.5. Новая высокоавтоматизированная навигационная система -
ги-
роазимутгоризонткомпас ГАГК-1 ("Пастильщик"). Функциональная
схема. Навигационные и точностные характеристики. Режимы работы
(гирогоризонткомпас, гироазимутгоризонт, инерциальный режим).
Эффективность навигационного использования при плавании в высоких широтах, особенно
при временном прекращении информации от спутниковых навига ционных
систем.
1.6.Новые отечественные
магнитные компасы. Основные характе-
ристики. Особенности использования при плавании в высоких
широтах.Совместное использование гирокомпасов ("Курс-4М",
"Курс-5", "Курс-10", "Вега-М" и др. ) и
магнитных компасов.
2.Судовые системы измерения скорости и пройденного расстояния.
2.1. Отечественные индукционные электронные лаги ИЭЛ-2М,ЛИ-2.1, ЛИ-2.2. Основные технические и точностные характеристики. Особенности использования в условиях ледового плавания и,особенно,при плавании на мелководье.
2.2. Новые отечественные электронные лаги ЛЭМ-2.1, ЛЭМ-2.2. Основные отличительные особенности. Технические и точностные характеристики. Использование в условиях ледового плавания.
2.3. Доплеровские гидроакустические лаги (ДГАЛ). Использование Д1 АЛ для навигации, маневрирования, швартовки. Ограничения по информации, возникающие в реальных условиях плавания.
2.4. Отечественный ДГАЛ типа ЛДВ-1. Основные технические и точностные характеристики. Навигационное использование.
2.5. Радиодоплеровские лаги (РДЛ).РДЛ производства Финляндии.
2.6.Новый отечественный радиодопрлеровский лаг РДЛ-3,специализированный для использования на ледоколах и судах в условиях ледового плавания. Функциональная схема, основные технические и точностные характеристики. Ограничения вырабатываемой информации в реальных условиях плавания.
3. Судовые системы измерения глубин моря.
3.1. Навигационные эхолоты. Особенности навигационного использования при плавании на мелководье.
3.2. Новый отечественный электронный эхолот НЭЛ-20К. Блок-схема эхолота. Основные отличительные особенности по сравнению с типовым эхолотом НЭЛ-М3Б. Преимущество в условиях ледового плавания и на мелководье.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Число |
Раздел |
Пособие |
|
Наименование тем |
часов |
программы |
|
1. Гирокомпас "Вега-М". Способ учета |
1 |
2 |
|
скоростной и широтной девиаций при |
|||
отказе блока коррекции. |
|||
2. Гирокомпас "Вега-М". Дискретность |
1 |
2 |
|
введения информации о широте и скорости |
|||
в блок коррекции. |
|||
3. Гирокомпас "Вега-М". Методика устра- |
1 |
2 |
|
нения поправок гирокомпаса с помощью |
|||
регуляторов "Дрейф" и "Поправка". |
|||
4. Гирокомпас "Вега-М". Использование |
1 |
2 |
|
режима "Гироазимут" в условиях частого |
|||
маневрирования при плавании во льдах. |
|||
в высоких и околополярных широтах. |
|||
5. Анализ влияния на гирокомпас "Вега-М" |
2 |
1 |
|
кратковременного перерыва судового |
|||
питания. |
|||
6. Индукционный электронный лаг ИЭЛ-2М. |
2 |
3 |
|
Оценка качества информации при плавании |
|||
на мелководье и на заднем ходу. |
|||
?. Навигационное использование прибора |
2 |
1 |
|
сигнализации глубины эхолотов НЭЛ-МЗБ и |
|||
НЭЛ-20К. , |
|||
Итого |
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Наименование тем |
Число часов |
Раздел программы |
Пособие |
1. Ознакомление с новыми резолюцмями ИМО в области технических средств судовождения. |
1, 2, 3 |
5 |
|
2. Ознакомление с новыми образцами |
1, 2, 3 |
2 |
зарубежной навигационной техники. 3 Изучение правил навигационного использования курсографов различной |
1 |
5 |
|
модификации. |
|||
Итого |
ЛИТЕРАТУРА
1 Е. Л. Смирнов и др. Технические средства судовождения. Теория. - СПб: Элмор, 1996. - 543 с.
2. Е. Л. Смирнов и др. Технические средства судовождения. Конструкция и эксплуатация. - СПб:Элмор,С находится в печати).
3. К.А.Виноградов и др. Абсолютные и относительные лаги. Справоч ник. - Л. : Судостроение, 1990. - 264 с.
4. В. В. Воронов. Навигационный эхолот НЭЛ-20К. Изд. ГМА, 1998. - 20 с.
5. Нормативные документы.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов |
Количество часов |
|||
Всего |
Лекций |
Практич. занятий |
Самост. работа |
|
Введение 1. Гироскопические и магнитные 2. Судовые системы измерения 3. Судовые системы измерения глубины |
||||
Итого |
АВТОРЫ ПРОГРАММЫ
Программа разработана профессорами, д. т. н. Смирновым Е. Л. и к. т. н. Перфильевым В.К. , одобрена кафедрой технических средств судовождения (протокол N 10 от 09 июня 1998 года) и методической
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.