систематизацию документов и номенклатуру дел для их хранения;
— современные способы и технику создания документов;
— деловые и коммерческие письма (классификацию, структуру, стандартные фразы и выражения);
— правила и формы коммерческой переписки с зарубежными партнерами;
— формы корреспонденции, связанной с проведением периодических мероприятий в выборных органах.
В результате изучения дисциплины студенты должны овладеть навыками:
— составления и оформления основных документов (договоров, контрактов, приказов, служебных записок, протоколов, актов, справок и документов личного происхождения);
— организации работы с документами, содержащими конфиденциальные сведения.
В течение семестра студенты выполняют индивидуальные работы под контролем преподавателя. Промежуточными формами контроля являются опросы, тесты, проверочные работы, аттестации. Итоговая форма контроля — зачет.
Тематический план
Номер и наименование темы |
Всего часов |
Лекции |
Практ. занятия |
СРС |
1. Документ и его функции |
8 |
2 |
2 |
4 |
2. Основные правила оформления управленческих (организационно-распорядительных документов) |
10 |
2 |
2 |
6 |
3. Виды документов и их классификации |
8 |
2 |
2 |
4 |
4. Требования к тексту документа |
8 |
2 |
2 |
4 |
5. Документирование информационно-справочных материалов |
10 |
2 |
2 |
6 |
6. Документы и персонал |
10 |
2 |
2 |
6 |
7. Деловая корреспонденция. Контроль исполнения документов |
8 |
2 |
2 |
4 |
8. Систематизация документов и их хранение |
8 |
2 |
2 |
4 |
9. Использование новых технологий и современных технических средств в документировании управленческой деятельности |
10 |
2 |
2 |
6 |
Итого |
80 |
18 |
18 |
44 |
Содержание дисциплины
Тема 1. Документ и его функции
Место и роль дисциплины в системе управленческих дисциплин, содержание образовательного стандарта. Предмет, задачи и структура дисциплины. Значение документирования управленческой деятельности. Основные понятия и категории. Документ и управленческое решение.
Понятия «документ» и «служебный документ». Правовой, управленческий и исторический аспекты определения документа. Функции документа: информационная, коммуникативная, управленческая, социальная, культурная. Документ как исторический источник. Способы документирования.
Понятия унификации и стандартизации в документоведении. Унифицированные системы документации. Отраслевые, функциональные системы. ГОСТы. Стандарты: «трафаретные» тексты, таблицы, анкеты. Понятие языкового стандарта.
Тема
2. Основные правила оформления управленческих
(организационно-распорядительных) документов
Понятие формуляра документа. Типовой формуляр, формуляр-образец, бланки и их отличия, реквизиты и их виды. Основные требования к их использованию. Требования к оформлению документов. Содержание ГОСТ Р 6. 30-97 «Унифицированная система организационно-распорядительных документов».
Тема 3. Виды документов и их классификации
Документы по общим и административным вопросам. Классификация документов по функциям управления, наименованию, месту составления, содержанию, форме, срокам исполнения, происхождению, средствам фиксации и т. д.
Тема 4. Требования к тексту документа
Язык и стиль служебного документа. Логическая структура документа. Типичные ошибки в тексте служебного документа. Редактирование документа, основные корректурные знаки.
Тема 5. Документирование информационно-справочных метериалов
Справки, докладные записки, акты, картотеки, каталоги и их создание и ведение. Системы информационного обеспечения и обслуживания.
Организация экспертизы информации, ее виды и назначение. Основные методы экспертной деятельности в области документирования управленческой деятельности.
Тема 6. Документы и персонал
Документы по личному составу предприятия и ведение кадровой документации.
Трудовые контракты и их разновидности. Приказы и документация по личному составу. Трудовая книжка, личные карточки, личные дела, составление личных документов (автобиография, заявление, доверенность, расписка и прочие документы).
Тема 7. Деловая корреспонденция. Контроль исполнения документов
Унификация деловых писем. Правила оформления деловых писем и их разновидности. Логическая схема в деловой корреспонденции. Стандартные и трафаретные выражения и тексты писем. Речевой этикет. Телефонограмма.
Виды контроля (сроковый, предупредительный, текущий, итоговый). Регистрационные учетные формы. Анализ исполнительской дисциплины.
Тема 8. Систематизация документов и их хранение
Основные понятия в области систематизации. Номенклатура дел на предприятиях социально-культурной сферы. Группировка документов в первичные комплекты, формирование дел. Понятие описи. Принципы формирования дел: номинальный, предметно-вопросный, авторский, корреспондентский, географический, хронологический, экспертный. Передача документов в архив, сроки хранения документов.
Тема
9. Использование новых технологий и современных
технических средств в документировании управленческой деятельности
Использование новых технологий и современных технических средств в документировании управленческой деятельности. Понятие безбумажной технологии управления, принятие решений в реальном масштабе времени, тенденции к снижению трудоемкости работы с документацией и росту ее фондоемкости. Организация секретарского дела, особенности деятельности секретаря-референта.
Темы практических занятий
1. Документ и его функции.
2. Основные правила оформления управленческих (организационно-распорядительных) документов.
3. Виды документов и их классификации.
4. Требования к тексту документа.
5. Документирование информационно-справочных материалов.
6. Документы и персонал.
7. Деловая корреспонденция. Контроль исполнения документов.
8. Систематизация документов и их хранение.
9. Использование новых технологий и современных технических средств в документировании управленческой деятельности.
Примерные вопросы к зачету
Что такое документ и для чего он создается.
Функции документа в управлении.
Системы документации. Единая государственная система документирования управленческой деятельности (ДОУ).
Государственные стандарты по оформлению документов и типовые инструкции по делопроизводству.
Бланки документов.
Формуляр и реквизит документа.
Заголовочная, основная и оформляющая части документа.
Обязательные реквизиты документа и требования к ним.
Организационно-распорядительные документы.
Правила оформления приказов. Разновидности приказов.
Информационно-справочные документы.
Правила оформления актов.
Особенности документирования коллегиальной деятельности.
Правила оформления протокола.
Деловая корреспонденция. Виды писем.
Ведение кадровой документации.
Организация службы ДОУ в учреждениях.
Классификация документов. Принципы формирования дел.
Систематизация документов и их хранение.
Номенклатура дел как основной классификатор документации предприятия.
Контроль и регистрация исполнения документов.
Язык и стиль служебного документа.
Составление личных документов (автобиография, заявление, доверенность, расписка).
Организация и ведение делопроизводства по письменным и устным обращениям граждан.
Использование ПЭВМ в ДОУ предприятий, учреждений, организаций
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.