№3.Метеорологические элементы и явления.
Физическое состояние атмосферы в данном месте в конкретное время характеризуется метеорологическими элементами и явлениями.
Большинство физических характеристик атмосферного воздуха являются метеоэлементами: температура, давление, плотность и влажность, ветер, облачность, дальность видимости и др. Нередко в атмосфере протекают физические процессы, сопровождающиеся резкими изменениями состояния, которые не всегда можно оценить только количественно. Такие физические процессы носят название метеорологических явлений: осадки, туманы, грозы, оптические и электрические явления, пыльные и песчаные бури, смерчи, метели и т. п.
Совокупность метеоэлементов и явлений, определяющих физическое состояние атмосферы в определенный момент времени в конкретном районе, называется погодой.
Метеорологические элементы и явления оказывают существенное влияние как на безопасность мореплавания, так и на использование технических средств судовождения и экономические показатели морских перевозок.
Температура воздуха. Для нужд мореплавания температура воздуха измеряется в градусах международной метеорологической шкалы (ММШ) или шкалы Цельсия (t°С). В Гидрометеорологических очерках лоций температура воздуха иногда дается в градусах шкалы Фаренгейта. Соотношение между этими двумя шкалами выражается формулой:
t°C=5/9(t°F-32)
Атмосферное давление.Любой слой атмосферного воздуха, находящегося в
состоянии покоя,
испытывает давление, равное массе всего вышележащего объёма. Восходящие движения в атмосфере будут уменьшать
это давление, а нисходящие - увеличивать. Единицами
атмосферного давления являются мм.рт.ст. и гПа. Между этими единицами существует соотношение:
Влажность воздуха.Нижние слои атмосферы всегда и в любой точке Земли содержат в том или ином количестве водяной пар. Влагосодержание в воздухе колеблется в пределах от 0,3 до 4% (по объему) и характеризуется несколькими величинами.
Ветер - горизонтальная составляющая движения атмосферного воздуха. Ветер характеризуется направлением и скоростью. Направление ветра оценивается вградусах круга по часовой стрелке или в румбах (1/16 круга = 22.5º: N. NNE, NE, ЕХЕ и т. д.). Направление - это угол между направлением на север (N, 0°) и точкой горизонта, откуда дует ветер, т. е. ветер«дует в компас». Скорость ветра измеряется в м/с или уз., а иногда в баллах по 12-бальной шкале Бофорта: 0 соответствует скорости ветра 0 м/с (штиль), а 12 баллов – урагану (>29м/с). На движущемся судне измеряется кажущийся (W) ветер, который является векторной суммой истинного (U) и курсового (Vc) ветров. Курсовой ветер равен по величине скорости судна, а по направлению противоположен ему. Направление и скорость истинного ветра определяются либо с помощью круга СМО, либо графически.
Облачность. Наблюдения за облаками заключаются в определении общего количества облаков, количества облаков нижнего яруса, высоты нижней границы этих облаков, а также их формы (внешнего вида) согласно международной классификации. Количество облаков определяется по 10 - бальной шкале как степень (в десятых долях) покрытия видимой части небосвода. Отдельно определяется количество общей облачности и количества нижнего яруса.
Видимость. От степени прозрачности атмосферы зависит дальность обнаружения объектов и линии горизонта в море. Дальность видимости измеряется в метрах, кабельтовых, километрах, милях или баллах (цифрах) международного метеорологического кода.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.