Пермская деревянная скульптура

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

№2 Пермская деревянная скульптура

После присоединения прикамских земель (Перми Великой) к Русскому государству и внедрения здесь христианства у местных народов продолжало еще жить язычество. Оно сложилось в народной среде на протяжении веков, было связано с бытом людей и не могло исчезнуть сразу. Слияние Урала в одно целое с русской страной означало и упрочение здесь крепостничества, и утверждение православной церкви в роли государственной религии. Но и после того у местного населения продолжали существовать языческие деревянные идолы.

Многие века население пермских земель сохраняло культ природы и стихийных сил. Оно верило в духов (анимизм), почитало примитивных деревянных идолов.

У пермских народностей с давних пор существовало, в частности, поклонение деревьям.

Против впадения Вишеры в Каму, в поселке Керчеве до недавнего времени стояла часовня с деревом внутри. Поверх часовенного сруба дерево разветвлялось на пять стволов. На окраине Чердыни тоже была часовня с деревом внутри. Такое укрытие культовых деревьев внутри часовен совершалось с целью христианизации. Православная внешность заслоняла предмет прежнего культа — приучала людей к христианскому культу. Следы христианизации идолов ясно проступают иной раз на церковных скульптурах.

Скульптурные изображения не допускались правилами православной церкви (постановление русского Стоглавого собора 1551 года). Борясь с языческими идолами, власти выступали против человеческих изображений в церквах. Между тем деревянные скульптуры продолжали появляться.

 В церковных скульптурах, как и в идолах, люди видели самого бога. Объемные формы скульптур, для убедительности раскрашенных, производили сильное впечатление своей ощутимой реальностью. Они казались воплощением божества. Этих «богов» больше всего и почитали.

Деревянные скульптуры в церквах оказались близки населению не только в силу традиций. Они по преимуществу передавали образы человеческих страданий и имели местный крестьянский облик. А это отвечало чувствам и пониманию закрепощенного народа. Церковникам пришлось приспосабливаться к народным взглядам, пренебречь церковными правилами и для привлечения местного населения к христианству пойти на компромисс — допустить статуи в церквах и часовнях. Запретную в православии скульптуру церковь старалась использовать для насаждения религиозности, оправдания крепостнического господства.

В церковных скульптурах стали совмещаться христианские сюжеты и языческие традиции. Идет напластование одних верований на другие, складывается своеобразное двоеверие, христианство переплетается с язычеством.

Духовенство помогало верующим соблюдать ритуал поклонения скульптурам, разжигало их культ. Оно было заинтересовано в том, чтобы извлечь из этого почитания как можно больше доходов для себя.

Скульптура эта ценна, прежде всего, для суждения о народной русской деревянной скульптуре XVII - XVIII веков в целом. Наряду с ваянием из дерева московской, северной и других школ пермская скульптура показывает разительный рост русской пластики еще до открытия в стране Академии художеств.

Благоприятны были истоки пермской скульптуры. У местных народов с доисторических времен и почти до ХХ века имелись деревянные идолы, олицетворявшие духов, силы природы. Языческие традиции сыграли большую роль в появлении и распространении христианской скульптуры, в ее культе и трактовке изображений.

 Восприятие лучших традиций древнерусского искусства и следование местным языческим привычкам к культовым изваяниям стали очень полезными исходными моментами для резчиков пермской скульптуры. Вот почему здесь уже в Х веке были созданы необыкновенно выразительные скульптуры из дерева ( «Распятие» из Соликамска, «Никола Можай»из Покчи и др.).

Достижения древнерусского искусства вдохновляли резчиков на поиски одухотворенности образа, совершенства композиции, приучали пользоваться плавно-рельефной резьбой.

Похожие материалы

Информация о работе