О составе защищаемой информации.
А.И. Алексенцев
Российский Государственный Гуманитарный Университет
«Безопасность информационных технологий», 1999, №2
В статье «Сущность и соотношение понятий «защита информации», «безопасность информации», «информационная безопасность» (Безопасность информационных технологий, 1999, N 1) был сформулирован общий подход к составу защищаемой информации, суть которого состоит в том, что защите подлежит вся конфиденциальная информация, в том числе составляющая государственную тайну, а также определяемая собственником (владельцем) часть открытой информации. При этом в соответствии с содержательной частью понятия защиты информации конфиденциальная информация должна защищаться от утечки и утраты, а открытая - только от утраты.
Такая точка зрения разделяется не всеми специалистами. Во-первых, часть специалистов считает, что любая открытая информация не может быть предметом защиты, во-вторых, не все согласны с включением информации, отнесенной к государственной тайне, в состав конфиденциальной. Основанием для такого несогласия служит Закон «Об информации, информатизации и защите информации», разделивший информацию с ограниченным доступом на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную (ст. 10).
Что касается отнесения к защищаемой информации части открытой информации, то в упомянутой статье ничего нового не предлагается. Защита открытой информации существовала всегда и производилась путем регистрации ее носителей, учета их движения и местонахождения, создания безопасных условий хранения. И никаких противоречий между открытостью, общедоступностью такой информации и необходимостью ее защиты не существует. Открытость информации не умаляет ее ценности, а ценная информация нуждается в защите от утраты. Эта защита не должна быть направлена на ограничение общедоступности информации, т.е. не может быть отказа в доступе к информации, но доступ должен осуществляться с соблюдением требований по сохранности информации в рамках установленных правил обработки и использования информации. В этой связи следует отметить двусмысленность фразы «несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью», содержащейся в «Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» (п. 1.2), утвержденном постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1233. Если под такой информацией иметь в виду информацию, не отнесенную к государственной тайне (к секретной информации), но в то же время являющуюся конфиденциальной, вопросов не возникает, если же эта информация приравнена к открытой, а по тексту положения выходит так, то это уже нарушение правовых норм - открытая информация не может иметь ограничений по доступу.
Теперь о разделении информации с ограниченным доступом на конфиденциальную и составляющую государственную тайну. Чем обусловлено такое разделение - непонятно. Термин «конфиденциальный» переводится с латинского как «секретный», «доверительный», а информацию, отнесенную к государственной тайне, принято называть секретной. В результате получается парадокс - секретная информация исключена из сферы секретной. Правда, в Законе «Об информации, информатизации и защите информации» разделение информации оговорено фразой «по условиям
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.