Виды тайны конфиденциальной информации не имеют четкой правовой регламентации с указанием необходимых параметров каждого из них. Представляется, что основаниями разделения информации по видам тайны должны быть:
- собственники информации (по отдельным видам тайны они могут частично совпадать);
- области (сферы) деятельности, в которых может быть информация, составляющая данный вид тайны;
- на кого возложена защиты данного вида тайны (по некоторым видам тайны здесь также возможно совпадение):
- критерии отнесения информации к различным видам тайны.
Эти показатели, как и указание на то, кто определяет состав информации, относимой к тому или другому виду тайны, должны находить отражение в определении понятия каждого вида тайны, за исключением профессиональной тайны.
В качестве самостоятельного вида тайны не вызывает сомнения существование государственной тайны. Термин «государственная тайна» употреблялся в законодательстве Российской империи, хотя официального определения этого понятия не было. В первые годы Советского государства он вышел из употребления, вернее, назывался без слова «государственная». Например, в 1921 г. Совет Народных Комиссаров, а в 1924 г. Реввоенсовет Республики утвердили перечни
сведений, «составляющих тайну». Официальный статус термин «государственная тайна» получил в 1922 г. в Уголовном кодексе РСФСР, однако уже в 1923 г. появился термин «государственные и ведомственные тайны», но с 1926 г. слово «ведомственные» отпало, и термин «государственнаятайна» закрепился окончательно.
Первое официальное определение государственной тайны было дано в «Положении о преступлениях государственных», утвержденном ЦИК СССР в 1927 г. В нем говорилось, что государственную тайну составляют сведения, разглашение которых ставит под угрозу политические, национальные, хозяйственные завоевания революции либо ведет к подрыву власти рабоче-крестьянского правительства. Характерно, что это определение не изменилось до 1987 г. В этом году появилось новое официальное определение государственной тайны: «Государственную тайну составляют сведения, разглашение (передача, утечка и т.п.) которых может оказать отрицательное воздействие на качественное состояние военно-экономического потенциала страны или повлечь тяжкие последствия для обороноспособности, государственной безопасности, экономических и политических интересов СССР».
Последнее определение сформулировано в Законе «О государственной тайне»: «Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».
Из изложенных выше методологических подходов к определению вида тайны в этом определении указаны собственник информация-государство (содержится в названии вида тайны), области деятельности, в которых может быть информация, составляющая данный вид тайны, на кого возложена охрана государственной тайны и критерий отнесения информации к гостайне. Однако предложенный критерий не бесспорен. Во-первых, в данном контексте слишком неопределенным является термин «распространение». Распространение может быть не только несанкционированным, но и разрешенным, оно может нанести ущерб, а может и не нанести. Данный термин, как уже отмечалось, не адекватен термину «утечка» 2. Во-вторых, этот критерий констатирует возможные последствия распространения сведений, т.е. исходит из обратного, тогда как по логике, скорее, следовало бы назвать преимущества, получаемые
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.