50. Правотворчество – процесс формирования и оформления норм права.
Сущность – возведение государственной воли в нормы права, т. е. В форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер.
Правотворчество:
1) нормотворчество (законотворчество, издание подзаконных нормативно правовых актов)
2) создание индивидуальных правовых актов.
Принципы правотворчества:
1.-научность (т. к. в процессе подготовки нормативных актов важно изучить социально-экономическую, политическую и иные ситуации в стране, объективные потребности развития общества)
2.-профессионализм (заниматься этой деятельностью могут только компетентные юристы, экономисты, управленцы)
3.-законность (осуществление в рамках Конституции, иных законов)
4.-демократизм (степень участия граждан)
5.-гласность (открытость правотворческого процесса для широкой общественности)
6.-оперативность (своевременность издания нормативных актов)
Виды правотворчества;
1.-санкционированное ( формирование норм права, при котором государство придает юридическую силу определенным правилам поведения)
2.-делегированное – государство предоставляет негос. организациям, органам исполнительной власти полномочия на издание правил поведения)
3.-правотворчество в узком смысле слова (деятельность компетентных органов, облад. определенными полномочиями устанавливать, изменять либо отменять юридические нормы).
Формы правотворчества(в зависимости от субъектов):
1.-Правотворчество народа (в форме референдума по приданию норме юридической силы)
2.-Правотворчество гос. органов (Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное собрание, суды РФ)
3.-Правотворчество должностных лиц (лица, наделенные определенными властными полномочиями издавать нормативные акты или индивидуальные предписания)
4.-Суды (только индивидуальные правоприменительные акты)
Этапы правотворческой процедуры:
I. подготовка проекта нормативно правового акта (изучение общественных отношений, выработка решений о целесообразности, создание рабочей группы, подготовка проекта).
Юридическая техника – совокупность приемов и средств в правотворчестве, правильное использование юридических терминов и построение юридического материала(см. лекции)
II. Принятие нормативно правового акта:
1.-внесение проекта в нормотворческий орган (ст. 104 Конституции: право законодательной инициативы – Президент, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ)
2.- изучение законопроекта (3 чтения в Гос. Думе, Федеральный бюджет – 4 чтения)
В случае возникновения противоречий между субъектом законотворческой инициативы и законодательным органом может создаваться согласительная комиссия (представители комитетов Гос. Думы и субъектов законодательной инициативы). В дальнейшем проект отправляется в Совет Федерации)
3.-утверждение проекта Президентом (14 суток на подписание или отправление на доработку. Если в течение 14 суток этого не произошло, то проект считается принятым)
4.-вступление нормативного акта в юридическую силу (с момента принятия или подписания, с момента опубликования (10 дней), с момента вступления в силу, указанного в законе, с момента получения акта исполнителями)
49. Юридическая ответственность – предусмотренная санкцией правовой нормы мера государственного принуждения, в которой выражается либо мера государственного осуждения правонарушения, либо назначается конкретная мера государственного воздействия, вплоть до лишения свободы.
Главная особенность – нарушение юридических норм, законов, за которыми стоит принудительный аппарат государства (властно – императивный характер, обеспечивающий карательный
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.