Канаде), каждый раз адаптируясь под местные правовые и политические условия и обретая в связи с этим определенную специфику.
В международно-правовых источниках общее определение рассматриваемого понятия отсутствует*(6). Можно сказать, что в целом государственно-частное партнерство понимается как рамочная конструкция, которая позволяет правительствам использовать ее для решения национальных задач своих стран в различных отраслях экономики с применением доступных им правовых средств.
Поскольку в России ощутимо выросла потребность в распространении государственно-частного партнерства, стало очевидно, что необходимо выработать определение указанного понятия и закрепить его в правовых нормах. Об актуальности данной проблемы свидетельствуют отечественные публикации: многочисленные авторы, пишущие на темы ГЧП, пока не могут решить, какие формы взаимодействия власти и бизнеса следует относить к анализируемой категории*(7).
Анализ существующих точек зрения позволяет сделать вывод о том, что понятие государственно-частного партнерства рассматривается исследователями как в широком, так и в узком смысле.
В экономической литературе наиболее удачно суть ГЧП отражает определение, предложенное профессором В.Г. Варнавским. По его мнению, государственно-частное партнерство - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг. При этом, с точки зрения ученого, "каждый такой альянс является временным, поскольку создается на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации"*(8).
В других публикациях В.Г. Варнавский характеризует государственно-частное партнерство как особую форму государственной инвестиционной политики, позволяющей в ряде случаев заменять приватизационные программы и эффективно реализовать потенциал частнопредпринимательской инициативы, с одной стороны, и сохранить контрольные функции государства в социально значимых секторах экономики - с другой*(9).
Некоторые экономисты, особенно представители зарубежных школ, пытаются найти сходство между государственно-частным партнерством и приватизацией и трактуют ГЧП в качестве так называемой косвенной приватизации, или полуприватизации (semi-privatization)*(10), именуют ее промежуточной формой между государственной и частной собственностью и т.п.*(11) Однако с указанным подходом вряд ли можно согласиться, поскольку государственно-частное партнерство не является формой приватизации, а рассматривается скорее как ее альтернатива*(12).
Существуют и иные определения государственно-частного партнерства
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.