коммерческой» составляющей в их работе повлекло за собой активное обсуждение многими учеными, да и самими адвокатами, вопросов связанных с рекламой. Точки зрения, высказываемые при этом, порой диаметрально противоположны. Ряд авторов выступают за фактический запрет рекламы в деятельности адвокатов, другие же не видят существенного отличая адвокатской деятельности как объекта рекламы от иных рыночных услуг.
Объединяет всех авторов одно – поиск степени дозволенности, допустимой в рекламе такого специфического продукта, как юридическая услуга адвоката. Поиск этой грани сегодня уже частично нашел свое воплощение в Кодексе профессиональной этики адвоката (далее Кодекс этики), принятого первым Всероссийским съездов адвокатов, в котором находится статья 17, посвященная регламентированию рекламы адвокатских услуг.
Перед тем как приступить к анализу существующего в России положения с рекламой адвокатских услуг, обратимся к зарубежному опыту. В современной «столице» адвокатов - США этот вопрос решается неоднозначно. Этические кодексы адвокатов в большинстве штатов продолжают содержать положение о «нерекомендательности» адвокатской рекламы1. Так, например, за размещение рекламы на спичечных коробках с указанием телефона и надписью «Если Вам нужна помощь – она у вас есть» американский адвокат был подвергнут дисциплинарному взысканию. Общий кодекс правил для адвокатов стран европейского сообщества так же не дает единых норм поведения адвоката связанных с его саморекламой или его стремлением к широкой известности. Этот вопрос отдается на откуп национальному поверенному законодательству этих стран. Некоторые из них идут по пути полного запрета рекламы в адвокатской деятельности. Например, во Франции реклама адвокатских услуг запрещена законом. Другие государства более лояльны в этом вопросе. Правила адвокатской этики наиболее близкого нам по правовому духу государства - Украины содержат достаточно подробные правила, регламентирующие рекламу в среде адвокатов. Например, предписывается два перечня сведений, первый о тех, который адвокат должен, и второй - что может, указать в своих рекламных объявлениях и материалах. Необходимо отметить, что уже упомянутая ст. 17 Кодекса этики российских адвокатов – это прямая рецепция малой части ст. 14 этических правил рекламы украинских адвокатов.
Сверхцелью адвокатской рекламы является наработка «Имени» адвоката или формы адвокатского образования, в котором он состоит. Имя адвоката – это основа его финансового благополучия. Адвокат должен быть узнаваем своими потенциальными клиентами. Рассмотрим применяемые адвокатами на практике рекламные методы.
Громкие дела. Фактор узнаваемости начинает работать при появлении адвоката в СМИ. Даже небольшие комментарии по конкретному вопросу способствуют распространению делают из имени адвоката брэнд. В связи с завидным постоянством освящения громких судебных дел СМИ, журналисты сами проявляют интерес к адвокатам, ведущим эти дела. Тем самым, особых затрат со стороны адвоката в этом случае не требуется. Недостатки такого рекламного хода в том, что СМИ добровольно освящают только так называемые «громкие дела». А для того, чтобы адвокату получить «громкое дело», он должен обладать «громким именем». Как мы видим, круг замкнулся.
Бесплатные консультации. Еще одним достаточно распространенным способом «работы на свое имя» в печатных СМИ является ведение адвокатами колонок
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.