Характеристика образов воображения дошкольника:
По Коломинскому, Панько
по Люблинской
Характерными особенностями ранних детских представлений, которые характеризуют как память, так и воображение, являются:
Наиболее ярко они проявляются в детских рисунках. В. Штерн, К. Бюлер и др. обратили внимание на то, что рисунки детей разных стран, культур на одну и ту же тему имеют некоторые общие черты, с возрастом они изменяются, но всегда в определенной последовательности.
Стадии развития рисунка:
1. стадия каракуль (2-3 года): ребенок просто водит карандашом по бумаге и удовлетворяется получаемыми каракулями, его интересует сам процесс чирканья
2. стадия схемы (4-8 лет): ребенок что-то изображает, но рисунки еще уродливы. Искажения образов на стадии схемы характеризуются тем, что:
v в рисунке не хватает основных частей
v грубо нарушена форма частей и всей фигуры
v резко нарушены пропорции частей
v произвольно уменьшено или увеличено количество частей, н-р, два носа
v значительные ошибки в пространственном расположении всей фигуры и отдельных ее частей, н-р, руки растут из головы
v изображены лишние детали и не даны главные части, н-р есть пуговицы, но нет рук
v прозрачность изображения: внутри шляпы видна голова и др.
3. отсутствие схемы (8-12 лет): рисунки правильно передают предмет
Представления, которые являются основой воображения, дифференцируются по определенным уровням развития:
a) уровень узнавания: ребенок сохранил представление о предмете лишь настолько, что может узнать его при повторном восприятии натуры или изображения
b) уровень вызванного (пассивного) воспроизведения: в ответ на знакомы вопросы (загадки и т.д.), под влиянием какого-либо толчка извне (воспитательница внесла матросские шапки) у ребенка возникает искомый образ. В основе таких представлений лежат ассоциации по сходству или смежности.
c) Уровень свободного, произвольного использования имеющихся представлений: сохранение осмысленных образов, их уточнение, дифференцировка позволяют использовать их в играх, изо деятельности.
d) Уровень творческого воспроизвдения: человек может расчленить сохранившийся образ, выделив лишь какие-то его части, элементы, признаки, включить их в новые комбинации, сочетания, создавая таким образом что-то новое.
Воображение, по Коломинскому, - своеобразная форма отражения действительности, заключающаяся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий.
Воображение преддошкольника:
1. развито слабо
2. пассивно
3. носит воссоздающий характер
4. возникает без специально поставленной цели (непроизвольно)
Воображение дошкольника:
v сначала образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослого в сри
v несколько позже проявляется в других видах деятельности, требующих
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.