Краткая характеристика развития ребенка
Развитие детей первого года жизни происходит очень быстро. К 12 мес ребенок утраивает массу тела и вырастает на 24—25 см (длина тела), происходят огромные изменения в физическом и нервно-психическом развитии. Поэтому первый год жизни ребенка условно подразделяется на следующие периоды, качественно отличающиеся друг от друга:
от рождения до 2,5—3 мес, включая период новорожденности (до 4 нед);
от 2,5—3 до 5—6 мес;
от 5—6 до 9—10 мес;
от 9—10 до 12 мес.
Период новорожденности. Еще сравнительно недавно бытовало мнение, что новорожденный — это чистая тетрадь, заполняемая жизнью. Известный швейцарский психолог Жан Пиаже, например, считал, что способность к умственной деятельности приходит к ребенку только в возрасте нескольких месяцев. Однако в последние несколько лет эти взгляды были в корне пересмотрены и психологи обнаружили, что новорожденные — это не бездумные, ничего не сознающие существа, а сложные высокоорганизованные индивидуальности с поразительными способностями, о которых раньше ученые не догадывались. В наблюдениях за детьми выяснилось, что новорожденные усваивают все и обучаются с необыкновенной скоростью, гораздо быстрее, чем в последующем возрасте, и получают удовольствие от этого, но затем быстро теряют интерес. Некоторые ученые считают, что у новорожденных даже есть чувство юмора и им нравится передразнивать своих родителей.
Зарубежные молодые ученые Эндрю Мельтцоф и Кейт Мур описали свои наблюдения:
«Мы засняли на пленку младенца всего 42 мин от роду. Когда его мать высунула язык, он вслед за ней сделал то же самое. Когда же она открыла рот как бы для произнесения звука "а", он на мгновение застыл в неподвижности, а затем, наморщив лоб, тоже стал открывать рот» .
Благодаря -зрительным, слуховым и другим анализаторам ребенок видит, слышит и т. д., а также обладает способностью держаться на воде (плавательный механизм развивается еще во внутриутробном периоде). В первые дни после рождения можно обнаружить у ребенка реакции, направленные на контакт с раздражителем,— это ориентировочные рефлексы, которые И. П. Павлов назвал «что такое?». Психолог В. С. Мухина приводит пример, что в период от первого до третьего дня сильный источник света вызывает поворот головки ребенка, которая, как подсолнух, поворачивается к солнцу.
Английский психолог Том Бауэр считает, что для ребенка общение со взрослым по своей занимательности равносильно разгадыванию головоломок. И подобно тому, как мы пытаемся постичь, что же происходит в мозге ребенка, он старается понять, о чем думает взрослый. Некоторые ученые считают, что улыбка только что родившегося ребенка — это проявление его интеллектуального (осознанного) удовольствия.
У новорожденного сразу после рождения включаюся безусловные рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма. Это защитные, ориентировочно-пищевые, сосательный, цеплятельный рефлексы, рефлекс отталкивания. Но, как показали исследования ученых, у новорожденного имеются и атавистические рефлексы (цеплятельный, рефлекс ползания), которые в дальнейшем угасают. Например, цеплятельный рефлекс вызывается раздражением ладони и ребенок сжимает руку в кулачок. Но в основе хватательного движения лежит раздражение пальцев, а не ладони. И цеплятельный рефлекс угасает раньше, чем у ребенка появляется
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.