Новорожденность (по Выготскому: 0 – 2 мес)
Кризис новорожденности:
-процесс рождения – очень сложный момент, тяжелое физическое
испытание, которое истощает организм и создает ситуацию стресса, поэтому дети в
первую неделю теряют в массе, а только затем начинают заново набирать в весе.
- сразу после появления на свет он д. приспосабливаться к
условиям существования, которые резко отличаются от существования в утробе
матери (где было характерно вегетативное, растительное существование в
постоянной среде).
- внешний мир изначально выступает как враждебный в силу
того, что температура воздуха ниже (требует отлаживания механизмов
терморегуляции), воздушная среда (необходимо перейти на легочный тип дыхания), меняется тип питания (оральное питанию (через рот и желудочно-кишечный
тракт)), постоянно меняется система раздражителей и т.д.
- ребенок изначально беспомощен, поэтому на первых порах
приспособится к жизни в новых условиях ему помогают врожденные механизмы – безусловные
рефлексы:
- Рефлексы, обеспечивающие работу основных систем
организма, с помощью которых становится возможным удовлетворение
основных органических потребностей (дыхания, кровообращения, пищеварения)
- Рефлексы, обеспечивающие питание (сосательный,
глотательный)
- Защитные рефлексы (мигательный, зрачковый, чихания,
откашливания)
- Ориентировочные рефлексы, которые направлены на
контакт с раздражителями (слежение за источником света – в первые 1-3 дня:
головы детей повернуты к источнику света; рефлекторная реакция на источник
звука; ориентировочно-пищевой рефлекс: прикосновение к уголкам губ, щекам
приводит к повороту головы в сторону раздражителя, открыванию рта).
- Атавистические рефлексы, на основе которых не
развивается ничего нового и которые отмирают в течение первых месяцев
жизни (хватательный (обезьяний – рефлекс Робинсона); отталкивания
(ползания – рефлекс Бауэра: если под ступню ребенка подставить ладонь, от
оттолкнется от нее); рефлекс автоматической походки (если ребенка
наклонить немного вперед в вертикальном положении, то он начнет совершать
шагательные движения); рефлекс опоры (если поставить ребенка на опору, он
выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе);
рефлекс плавания (ребенок способен с первых минут жизни держаться в воде,
передвигаться в ней)).
- Неврологические рефлексы (рефлекс Бабинского (если
провести пальцем по наружному краю стопы от пятки к пальцам, пальчики
раскроются «веером»); подошвенный (если надавать на подушечку стопы в
области второго и третьего пальца, то пальчики согнутся); рефлекс Галанта
(если провести пальцем по позвоночнику ребенка, то он изогнется дугой):
перекрестный рефлекс