Коломенский указывает, что на первом этапе жизни память выступает в элементарной форме – запечатление и узнавание воздействий, жизненно важных для организма. Мозг ребенка с первых дней способен улавливать разницу в раздражителях, дифференцировать их, запечатлевать в своих системах памяти. В первые же дни жизни ребенка у него можно выработать привыкание не только к звуковым, но и к обонятельным, световым раздражителям. Это означает, что анализаторы ребенка готовы к восприятию сигналов внешней среды, его мозг способен различать их и запоминать.(11)
По мнению А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина на третьем-четвертом месяце появляется более сложная форма запечатления, в основе которой лежит уже элементарный анализ комплексных раздражителей, благодаря чему происходит формирование и запечатление образа воздействующего объекта. Эти образования являются фундаментом памяти ребенка, обнаруживающиеся в форме узнавания ранее воспринимавшихся объектов. У детей 3 – 3,5 месяца появляется узнавание в сфере зрительных и звуковых восприятий, появляется также узнавание предметов, связанных с ситуацией кормления. После 3-4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, т.е. фиксирует объективные связи, существующие между предметам.(42)
Н.Д. Левитов считает, что во второй половине первого года жизни можно говорить только о зачатках памяти, которая проявляется весьма слабо, вследствие неустойчивости очагов возбуждения, их быстрого торможения, и в силу того факта, что речь еще не выступает как подкрепление образующихся временных связей. (25) У детей 8-9 месяцев считают А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин можно наблюдать воспроизведение движений на основе речевого сигнала. По мере усложнения общения ребенка со взрослым в конце первого начале второго года жизни объектом запоминания становятся сами слова. Теперь называние предмета вызывает не только двигательный ответ, но и воспроизведение самого услышанного слова. (42) Важным моментом в развитии памяти младенца является ее выделение из процесса ощущения и восприятия, заметно увеличивается латентный период узнавания и воспроизведения. Однако на первых порах двигательные впечатления играют большую роль, чем зрительные и слуховые. (11)
Примерно к 1,5 годам формируется по мнению Р.С. Немова долговременная память, рассчитанная на длительное хранение информации. Ребенок второго года жизни узнает знакомые предметы и людей через несколько недель, а на третьем году жизни через несколько месяцев. (34)
К концу раннего возраста резко увеличиваются объем и прочность детской памяти. Главной особенностью памяти ребенка этого периода является ее непреднамеренный характер, т.е. все запоминается «само собой». В основном дети запоминают то, что в той или иной мере включено в игру или какую-нибудь практическую деятельность, что им непосредственно нужно или интересно или что произвело большое впечатление. Память детей раннего возраста характеризуется большой пластичностью, запоминают они материал быстро и легко, но ребенок не умет владеть богатством своей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.