Лекция 3
Виды заводских и монтажных соединений стальных конструкций.
1. Заклепочные соединения.
С момента появления стальных конструкций и до начала 70- годов ХХ века заклепки в мостостроении применялись очень широко, оставаясь до изобретения сварки единственным способом соединения конструктивных элементов мостов. Заклепки делятся по назначению на рабочие и связующие. Рабочие заклепки рассчитываются на действующие в соединениях усилия, а связующие устанавливаются конструктивно.
Пример формирования клепаного элемента нижнего пояса Троицкого моста.
Из подобных элементов формировались достаточно сложные конструкции клепаных пролетных строений. Далее представлены фотографии Троицкого и Пантелеймоновского мостов, как наиболее ярких представителей семейства клепаных конструкций, сохранившихся в Санкт-Петербурге до наших дней.
Несущая способность заклепки определяется ее сопротивлением срезу и смятию. Таким образом, в зависимости от требуемой площади среза/смятия назначаются диаметры применяемых заклепок, а также их количество в соединении. Требуемое количество заклепок в соединении, при работе на срез, определяется по формле:
n=N/(πd2/4•R₀m•k), где n- требуемое количество заклепок;
N - действующее расчетное усилие на соединение;
πd2/4 – площадь поперечного сечения заклепки;
R₀m – расчетное сопротивление материала заклепки и коэффициент условий работы;
k – количество плоскостей среза.
Наиболее простое соединение внахлестку, применяется для несильно нагруженных узлов – связи, тротуарные консоли, стойки перил и т.п и имеет одну плоскость среза, т.е k=1.
При более сложном соединении – встык с накладками имеется две плоскости среза, k=2 и при том же количестве заклепок их несущая способность в 2 раза выше.
Троицкий мост
Расчет заклепок по смятию выполняется по следующей формуле:
σсм = N/n•Асм≤Rсм , где N - действующее усилие;
n - количество заклепок в соединении, определенное по срезу;
Асм - площадь смятия одной заклепки, которая определяется по формуле Асм=d•s, где d – диаметр заклепки, а s – наименьшая толщина соединяемого листа.
Rсм – расчетное сопротивление материала заклепки смятию.
Наработанные за длительное время существования заклепок виды соединений и методики их расчета успешно применяются до сих пор, в несколько модифицированном виде как для соединений на обычных болтах, так и для фрикционных соединений.
Пример узла клепаной конструкции на Троицком мосту
Пример коррозионного распучивания многолистового пакета нижнего пояса Троицкого моста.
2. Болтовые соединения.
Распространены широко в соединениях элементов мостового полотна (перила, смотровые приспособления, ограждение проезжей части, шумозащитные экраны и т.п.). Для соединения основных конструкций применяются редко – только во временных мостах и мостах военного назначения. Методы расчета и принципы работы аналогичны заклепочным соединениям.
Расчетное усилие, которое может быть воспринято одним болтом, определяют по формулам:
На срез Nб=Rbs•gb•A•ns;
На смятие Nб=Rbs•gb•d•Σt;
Rbs – расчетное сопротивление болта срезу;
Rbt – расчетное сопротивление болта растяжению;
d – диаметр стержня болта;
А=πd2/4 – площадь поперечного сечения стержня болта;
Примеры болтовых соединений представлены на фото ниже.
Общий вид моста.
Узел болтового соединения подвесок проезжей части.
Узел крепления поперечной балки проезжей части.
Проезжая часть и тротуар.
3. Фрикционные соединения (соединения на высокопрочных болтах).
Фрикционными называют соединения в которых усилия между частями соединения передаются силами трения. Работа таких соединений обеспечивается за счет создания постоянного
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.