2. МЕТОДЫ НОРМИРОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Важнейшей экономической категорией, от которой существенно зависят конкурентоспособность, возможности сбыта продукции на внутреннем и международном рынках по ценам, обеспечивающим прибыльность производства, является качество продукции. При этом под конкурентоспособностью понимают способность товара соответствовать требованиям рынка. Качество товара (продукции) — это совокупность ее потребительских функций, отражающих значимость и степень удовлетворения потребностей людей и организаций, приобретающих эту продукцию для ее использования по основному функциональному назначению в соответствии с требуемыми для этого свойствами.
Требуемые свойства продукции, обеспечивающие ее применение по назначению, достаточно многообразны и могут находиться в определенном диапазоне. Различия этих свойств по своей сущности и определят различные уровни качества продукции. При этом следует отметить, что различных потребителей могут удовлетворять разные уровни качества. Поэтому для нормирования качества продукции требования ее основных потребителей должны систематически и учаться самими предприятиями-производителями продукции, отраслевыми органами управления, государственными учреждениями, ответственными за сертификацию, стандартизацию и унификацию продукции путем сбора и обработки сведений об условиях эксплуатации и применения продукции в соответствии с ее назначением. На продукцию широкого и массового применения разрабатываются обоснованные и проверенные требования, которые закрепляются в утвержденных нормативно-технических документах, технических условиях, ГОСТах, ОСТах [20, 19, 32].
От качества продукции зависит потребительский спрос на нее, объем продаж, цена, величина дохода и прибыли предприятия-изготовителя, степень полезности для потребителя. Для орудий труда (оборудования, машин, транспортных средств, материалов, приборов и др.) их качество существенно влияет на производительность труда на объем и качество выполняемой работы, на качество производимой с их помощью продукции, на расход материальных, финансовых, трудовых ресурсов, на затраты, на общую экономическую эффективность функционирования производственных предприятий.
Сбалансированное с ценой повышение качества продукции (товара) увеличивает ее конкурентоспособность, доходы предприятия-изготовителя и прибыль в том случае, если рост качества соответствует цене продукции. Если же рост цены единицы продукции существенно превышает достигаемое приращение качества, то спрос снижается, доходы и прибыль предприятия уменьшаются. Следовательно, одной из важных задач управления качеством
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.