28 02 12
2) Проблемные познания в философии XVII века
Адекватные идеи
Адекватной является идея, которая равна своему объекту
Адекватной можно считать идею, причина которой нам известна.
3 рода познания:
1) Познание с помощью восприятия – знания, полученные от восприятия не всегда адекватны.
2) Познание с помощью разума – включаются логические способности. С помощью разума мы имеем понятие четкое и ясное
3) Познание с помощью интуиции – совершенный род познания. Интуиция доступна не многим
«Свобода есть познанная необходимость» - Бенедикт Спиноза.
Готфрид Лейбниц (1646-1716)
Монадология
Основные положения:
Утверждается возможность бесчисленного множества непротиворечивых миров.
Монады являются основополагающими элементами бытия
Главное свойство бытия – динамизм
В мире предусмотрена и реализуется гармония и мир движется к наилучшему
Монада по Лейбницу – живая первооснова бытия
Свойства:
· Монада не занимает места в пространстве
· Монады вечны
· Монады независимы от внешнего мира (не имеют «окон»)
· Монады различны по качествам
· Монады наделены внутренней энергии
· Бог излучает монады
· Бог установил гармоническое развитие монад в бесконечности времени
· Бог – благо. Он делает так чтобы этот мир был наилучшим из возможных.
Давид Юм (1711-1776) – агностик, атеист, сенсуалист, индетерминист
Отрицал наличие духовной субстанции.
Ум имеет только с впечатлениями, которые складываются из мелких восприятий. Эти впечатления становятся знаниями, благодаря способности разума к синтезу.
Выступал противником детерминизма
Детерминизм – учение о всеобщей закономерной связи, ограничение обусловленности всех явлений.
II. Эпоха Просвещения
Основное умонастроение: все должно опираться на разум (рационализм)
Отрабатывается идея прогресса.
Прогресс определяется развитием науки, образования, культуры
Разрабатывается идея правового государства
Основы естественного права.
Вольтер (1694-1778) «Философский словарь»
«Осмельтесь мыслить самостоятельно»
«Лучшее правительство то, которое подчиняется законам»
«Раздави гадину (церковь)»
«Бог один, религий много»
Бог есть, но он не вмешивается в дела людские.
Деизм – учение, признающее существования бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося за тем по собственным законам
Вольтер ввел термин «культура» и «философию истории»
Жан Жак Руссо (1712-1778) «Трактат об общественном договоре»
Отрицал идею общественного прогресса.
Полагал, что лучшие времена были в прошлом.
Выступал противником частной собственности
«Именно частная собственность испортило человечество»
Идея общественного договора, как основа идеального государства.
Общественный договор состоялся во имя солидарности
Дени Дидро (1713-1784) «Энциклопедия»
Дидро развивает идею всего живого от молекулы до разума, как эволюции
Поль Гольбах (1723-1789) - материалист
Материя состоит из атомов. Духовные процессы – производные от материальных процессов
Именно он дал классическое определение материи
Материя – все то в объективной реальности, что воздействия на наши органы чувств вызывают ощущения.
Немецкая классическая философия
Представители: Кант, Гейгель
Эммануил Кант (1724-1804)
«Критика чистого разума» - теория познания
«Чистый разум – способность к познанию»
«Критика практического знания» - изложение
«Критика способности суждения» - эстетические взгляды.
Гносеология: Кант в гносеологии вводит понятие «Вещь сама по себе» (Вещь в себе)
Человек с помощью своих органов чувств не может непосредственно принять вещь саму по себе в ее сущности и полном объеме.
Человек познает только с помощью чувств определенные формы и стороны этой сущности. Он познает мир явлений, а мир явлений – феномены.
Кант является агностиком. Как и Юм он полагал, что познание осуществляется с помощью чувств и рассудка. При этом в рассудке располагаются априорные (доопытные ) формы чувственного восприятия и понятия. (НЕ ПУТАТЬ С ВРОЖДЕННЫМИ ИДЕЯМИ)
«Человек – всегда цель, но не средство»
Категорический императив – то, что человек должен для себя выработать как основу.
Категорический императив - это нравственный закон в этике Канта. Предписывает каждому действовать по правилу, относительно которого действующий мог бы хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.