Соотношение материи и формы. Философия западно-европейского средневековья и эпохи возрождения

Страницы работы

Содержание работы

Аристотель (Стагирит) (384-322 до н. э.) – основатель ликея, воспитанник Александра Македонского

«Платон мне друг, но истина дороже».

1 проблема: соотношение материи и формы

Материя вечна. Она несотворима и неуничтожима.

Инертность (пассивность)

Форма – активный творческий фактор. Это причина становления многообразных вещей

Работа над категориями: сущность, состояние, отношение.

Гносиология Аристотеля: начинается познание через ощущения, но на этом уровне не открывается сущность вещей. Она открывается в процессе рационального познания.

Аристотель разрабатывает законы формальной логики.

Именно Аристотель обосновал принцип развития всего существующего.

Высшее существо – Бог (не личность). Он является субстанцией всего сущего.

Падение западной Римской империи.

Антисфен и Диоген

Антисфен: сын рабыни. Призвал всех быть ближе к природе, к естественному состоянию. Утверждал, что все люди равны. Отрицал государство и его ценности, брак, частную собственность.

Диоген - синопский (это тот чувак что в бочке жил).

Эпикурийцы – последователи Эпикура.

ШКОЛА ЭПИКУРА – ЕДИНСТВЕННАЯ ШКОЛА АНТИЧНОСТИ, КУДА ПРИНИМАЛИ ЖЕНЩИН И РАБОВ.

Цель жизни: удовольствия

«Живи скрытно и не вмешивайся в политику»

Стояцизм (3 в до н. э. – 3 в н. э.)

Представители: Лукреций Сенека, Марк Аврелий

Нерон заставил Сенеку покончить с собой.

«Нравственные письма Луцилию»

Марк Аврелий (121 – 180 гг.) Император Римской империи «На едине с собой»

Главное: спокойствие духа. Все предопределено

Тема 3

Философия западно-европейского средневековья и эпохи возрождения

1)  Основная проблематика и характерные черты средневековой философии (Фома Акринский )

2)  Характерные черты философии возрождения

Основная проблематика:

1)  Философское познавание христистианского вероучения

2)  Самосознание

3)  Соотношение разума и веры

В эпоху средневековья философия обрела следующие черты:

·  Креационизм – учение о сотворении мира и человека по божественной воле

·  Провиденциализм – понимание истории, как проявление воли внешних сил бога

·  Теоцетризм – модель мира в сознании человека

2 периода: патристики и схоластики.

Патристика (2-8 века н. э.)

Схоластика (9-15 века н. э.)

Патристика

Цель: защита и обоснование христианской религии

Основа: Философия Платона

Схоластика была направлена на рациональное обоснование христианского вероучения.

Спор об универсалии – о понятии. Они обозначают общие идеи

Основная проблема: являются ли универсалии объективными реальностями или только именами вещей.

2 направления: реалисты и номиналисты

Универсалие существует только в уме.

Августин Блаженный (354-430) «Исповедь» «Оградье Божие»

Главная проблема: проблема бога и его отношение к миру.

Он – творец мира, но он безтелесен.

Выступает против пантеизма

Философия времени

Время – человеческое измерение, Бог прибывает в вечности

Реально существует только настоящее. Прошлое – воспоминание и его уже нет. Будущего нет. Оно конструируется человеческими ожиданиями и надеждами

Гносеология Августина Блаженного: Скептицизм (греч. критикующий) – философская концепция, подвергающая сомнениям возможность послания объективной действительности.

Последовательный скептицизм смыкается с агностицизмом

Утверждает что можно познать объективность.

Наиболее достоверное знание человек имеет о своем сознании

Введение термина «самосознание»

Социальное учение: теория Града земного и Града божьего.

Град земной – порождение дьявола и греховности

Град божий – церковь и люди, которой они служат

Проблема: проблема зла

Аквинат – представитель схоластики (1226-1274) – основатель томизма

Томизм – направление схоластики

Философско-богословское учение Фомы признано официальной идеологической доктриной католической церкви.

1)  Соотношение веры и разума

2)   

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
34 Kb
Скачали:
0