Аристотель (Стагирит) (384-322 до н. э.) – основатель ликея, воспитанник Александра Македонского
«Платон мне друг, но истина дороже».
1 проблема: соотношение материи и формы
Материя вечна. Она несотворима и неуничтожима.
Инертность (пассивность)
Форма – активный творческий фактор. Это причина становления многообразных вещей
Работа над категориями: сущность, состояние, отношение.
Гносиология Аристотеля: начинается познание через ощущения, но на этом уровне не открывается сущность вещей. Она открывается в процессе рационального познания.
Аристотель разрабатывает законы формальной логики.
Именно Аристотель обосновал принцип развития всего существующего.
Высшее существо – Бог (не личность). Он является субстанцией всего сущего.
Падение западной Римской империи.
Антисфен и Диоген
Антисфен: сын рабыни. Призвал всех быть ближе к природе, к естественному состоянию. Утверждал, что все люди равны. Отрицал государство и его ценности, брак, частную собственность.
Диоген - синопский (это тот чувак что в бочке жил).
Эпикурийцы – последователи Эпикура.
ШКОЛА ЭПИКУРА – ЕДИНСТВЕННАЯ ШКОЛА АНТИЧНОСТИ, КУДА ПРИНИМАЛИ ЖЕНЩИН И РАБОВ.
Цель жизни: удовольствия
«Живи скрытно и не вмешивайся в политику»
Стояцизм (3 в до н. э. – 3 в н. э.)
Представители: Лукреций Сенека, Марк Аврелий
Нерон заставил Сенеку покончить с собой.
«Нравственные письма Луцилию»
Марк Аврелий (121 – 180 гг.) Император Римской империи «На едине с собой»
Главное: спокойствие духа. Все предопределено
Тема 3
Философия западно-европейского средневековья и эпохи возрождения
1) Основная проблематика и характерные черты средневековой философии (Фома Акринский )
2) Характерные черты философии возрождения
Основная проблематика:
1) Философское познавание христистианского вероучения
2) Самосознание
3) Соотношение разума и веры
В эпоху средневековья философия обрела следующие черты:
· Креационизм – учение о сотворении мира и человека по божественной воле
· Провиденциализм – понимание истории, как проявление воли внешних сил бога
· Теоцетризм – модель мира в сознании человека
2 периода: патристики и схоластики.
Патристика (2-8 века н. э.)
Схоластика (9-15 века н. э.)
Патристика
Цель: защита и обоснование христианской религии
Основа: Философия Платона
Схоластика была направлена на рациональное обоснование христианского вероучения.
Спор об универсалии – о понятии. Они обозначают общие идеи
Основная проблема: являются ли универсалии объективными реальностями или только именами вещей.
2 направления: реалисты и номиналисты
Универсалие существует только в уме.
Августин Блаженный (354-430) «Исповедь» «Оградье Божие»
Главная проблема: проблема бога и его отношение к миру.
Он – творец мира, но он безтелесен.
Выступает против пантеизма
Философия времени
Время – человеческое измерение, Бог прибывает в вечности
Реально существует только настоящее. Прошлое – воспоминание и его уже нет. Будущего нет. Оно конструируется человеческими ожиданиями и надеждами
Гносеология Августина Блаженного: Скептицизм (греч. критикующий) – философская концепция, подвергающая сомнениям возможность послания объективной действительности.
Последовательный скептицизм смыкается с агностицизмом
Утверждает что можно познать объективность.
Наиболее достоверное знание человек имеет о своем сознании
Введение термина «самосознание»
Социальное учение: теория Града земного и Града божьего.
Град земной – порождение дьявола и греховности
Град божий – церковь и люди, которой они служат
Проблема: проблема зла
Аквинат – представитель схоластики (1226-1274) – основатель томизма
Томизм – направление схоластики
Философско-богословское учение Фомы признано официальной идеологической доктриной католической церкви.
1) Соотношение веры и разума
2)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.