1.Норамативная база п/п.рабочие док-ты орг-ций.
Норм. База
- ФЗ о бухучете от1996г
- Положение по ведению БУ и отчетности
- План счетов БУ
- Учетная политика орг-ций(выбор оргинизацией вариантов учета и оценки обектов учета)
Осн. Док-ты
- Документы по учетной политике
- Утвержденные рук-лем фирмы формы первичных учетн. док-тов
- График документооборота(определ. круг лиц,ответствен. за оформление док-тов,указ-тся место и время прохождения док-та)
- Утвержден. рук-лем план счетов(рабочий план счетов содержит перечень примен. орг-ей синтет. счетов и субсчетов)
- Форма внутренней отчетности.
2.Учетная политика п/п
Учетная политика - совокупность выбранных предприятием способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности).
К способам ведения бухгалтерского учета относятся: методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов; приемы организации документооборота, инвентаризации; способы применения счетов бухгалтерского учета; системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
У.П.П. оформляется приказом или распоряжением руководителя.
3.Характеристика БУ,предмет БУ
Различают:
- Оперативный-каждодневный текущий учет, осуществл. на местах произв–ва,работы.
- Стат. учет-выборочное отражение явл. в эк-ке,культуре, кот. носят массовый хар-тер.Примен выборочный метод наблюд.
- Бух.учет –сплошное,непрерывное,взаимоствязанное отражение хоз деят-ти предприятия на основании док-тов.
Задачи БУ:
§ Формирование полной и достоверной инф-ции о деят-ти орг и ее имуществ положении.
§ Обеспечение необх инф-цией для контроля за соблюдением законодат-ва
§ Предотвращение отрицат результатов хоз деят-ти и выявл внутрихозяйственных резервов.
Предмет бухучета –вся хоз деят-ть предприятия. Основными объектами бухгалтерского учета являются: хозяйственные средства - те ресурсы, которыми располагает предприятие; хозяйственные процессы - отдельные стадии движения хозяйственных средств; они состоят из отдельных операций.
4. Метод БУ,составные Эл-ты.
Метод - способ познания того или иного явления.
Метод БУ- это совок-ть способов и приемов, позволяющих получить всестороннюю характеристику хоз. деят-ти п/п.
Эл-ты
- Документация -письменное свидетельство о совершенной хоз. операции
- Инвентаризация- проверка в натуре матер ценностей,денежн.ср-в и финанс. Обязательств.
- Оценка
- Калькуляция себстоим-ти единицы изделия
- Счета-предназнач для группировки и текущ. учета однородн. Хоз. операций,т.е. для каждого вида открыв. свой сч.
- Двойная запись
- Баланс-способ экономич группировки и обобщения инф-ции путем сопоставления хоз ср-в с источниками их образования.
- Бух. отчетность-единая система инф. о финанс. положении предп.
5.Счета.Типы хоз.операций
Счета: Активные,Пассивные,Активно-Пассивные
Каждый вид хоз ср-ва и источники его формирования имеют отдельный счет. Каждый счет имеет форму двухсторонней табл с указанием дебета(он должен,лат.) и Кредита(он доверяет,лат). Сальдо –остаток –разница между дебетовым и кредитовым оборотом.
Активные счета-счета предназ. для учета хоз ср-в
Пассивные-для учета источников хоз ср-в
Активный счет |
Пассивный счет |
||
дебет |
кредит |
Дебет |
Кредит |
+ |
- |
- |
+ |
Сальдо |
сальдо |
Активно-пассивные сч бывают
§ С односторонним сальдо(99)
§ С двухсторонним сальдо.(76)
6.Классификация хоз.ср-в п/п по составу и источника формирования
Состав имущ-ва п/п
- Основные ср-ва(срок полезного исп. От 12мес.)
§ Производств. Фонды
§ Не производств. фонды
- Не материальные активы-не имеют вещественной формы
- Оборотные ср-ва(сырье, мат-лы,топливо…)
- Денежные ср-ва(на р/с ценные бумги)
- Средства в расчетах (когда должны п/п-дебиторск. задолженность, выданы ден. ср-ва под отчет)
Источники формирование имущ-ва
§ Источники собств ср-в
o Уставной капитал
o Добавочный капитал
o Прибыль
o Резервный капитал- создается за счет прибыли п/п и предназначена для покрытия непредвид. убытков
o Фонд накопления и фонд потребления
§ Заемные ср-ва
o Кредиты банков
o Займы-суммы полученные в долг от юр и физ лиц
o Кредиторская задолженность(п/п должно)
7.Учет уставного и резервного капитала
Уставной капитал (сч80 П)
Формирование УК - Д75 К80
Фактическое поступление вкладов учредителя Д51 К75
При увеличении УК Д84 К80
Про увеличении УК добавочным капиталом Д80 К83
При уменьшении УК Д80 К75
Резервный капитал создается в обязательном порядке акционерными обществами и совместн. орг-циями. По своему усмотрению его могут создавать и др. предприятия. Средства резервного капитала предназнач для покрытия убытков для погаш облигаций,выплаты дивидентов по привелиг акциям и выкупа акций общества в случае отсутствия иных ср-в
Резервный капитал создается за счет прибыли.
Увеличение резерв кап Д84 К82
Уменьшение резерв кап Д82 К80,73,75
9.Понятие и классификация МПЗ
Матер.производственные запасы:
- Сырье и материалы используемые при производстве прод-ции
- Готовая прод-ция и товары предназнач для продажи.
- Вспомогательные материалы
Материалы делятся на
§ Основные-образуют физическую основу изготовл. прод-ции
§ Вспомогательные:краска,топливо,смазочные материалы.
10. Оценка МПЗ (ФИФО)
Фактическая себест мат-ла - сумма фактических затрат орг-ции на приобретение за исклюю НДС.
Состоит из:
§ Затраты на приобретение
§ Комиссионные вознаграждения
§ Расходы на транспортировку
§ % по кредитам,связанные с приобретением материалов.
Строит орг-ция при определении стоим-ти используемых в производстве материалов может применить след. методы оценки запаса материалов:
§ По с/с каждой единицы закупаемых матер.(на мелких п/п)
§ По средней с/с (на крупных п/п)
§ По с/с первых по времени приобретения материалов.(ФИФО)
§ По с/с последних по времени приобретения матер. (ЛИФО)
11.Документное оформление движения материалов.
По оприходованию мат-лов используют след док-ты
§ Доверенность(на рпаво предост орг-цию при получении мат-лов)
§ Приходный ордер для учета матер, поступ от поставщиков.Составл в день поступл на склад мат-лов
§ Акт о приемке материалов(заполняется в случае расхождения)
§ Акт о приходовании материальных ценностей при разборке и демонтаже зданий.
Документы связанные с отпуском мат-лов
- Лимитно-заборные карты.Оформляются в 2-х экземплярах
- Требование-накладная,для учета движения матер ценностей внутри орг. Между подразделениями.
- Накладная на отпуск материала на сторону.
В каждом подразделении на п/п ведется отчет об израсходованных материалах за месяц.
12.Синтетический учет материалов.
При поступлении мат-лов
Д10 К60-расч с поставщ.
Д10 К76-расч с разными дебиторами и кредиторам
Д10 К71-расч с подотч лицами
Д10 К23-вспомог произв-во
Д10 К20-основное пр-во
При отпуске в производство мат-лов
Д20 К10
13.Понятие и оценка ОС
ОС- часть имущ-ва,используемая больше года.
Осн.фонды
- Производственные
· Активная часть
· Пассивная часть
- Непроизводственные
По степ. Использов.
- Эксплуатация
- В запасе
- На стадии достройки
- На консервации
По признаку принадлежности
- ОС наход. в собст-ти
- ОС наход в хоз владении
- ОС получ в аренду
Стоимость ОС бывает
- Первоначальная=стоим. приобретения+расходы на доставку и т.д. – НДС по приобр. объекту. Изменение превон. ст-ти допускается в случаях достройки, реконструкции и переоценки ОС
- Остаточная
o Остаточ приобрет. = ст-ть первонач – амортизация
o Остаточ восстановит=ст-ть востанов.- амортизация
- Восстановительная –ст-ть полученная в результате переоценки ОС.Переоценка произв. не чаще 1 раза в год на 01.01.отч.года
- Ликвидационная - ст-ть реализации объекта ОС после списания данного объекта.
14.Документное оформление движения ОС
Основные док-ты
- Акт приемки-передаци ОС
- Акт на списание объекта ОС
- Инвентарные карточки На каждый объект ОС составл инвентарные карточки,где отражается первоначальная ст-ть объекта, срок службы, а так же информация связанная с изменением первонач ст-ти. Инвентарная карточка явл основным регистром аналитического учета и составляется на каждый инвентарный номер(каждому объекту присваивается свой номер). Инвентарные карточки составляются на основе акта приемки-передачи и техпаспорта. На лицевой стороне инв карт помимо первонач ст-ти указывается год выпуска,дата и номер акта приемки,место нахождение и сумма начисленной амортиз. По месту нахождения ОС для контроля за их сохранностью можно вести инвентарные списки. В бухгалтерии инвентарные карты формируются в инвентарную картотеку.
15.Синтетический учет ОС
Учет ОС –сч 01,91,08
Стоим-ть ОС поступивших в кач-ве вклада в УК Д08 К75 ,Д01 К08
Приобретен объект ОС
Приобретены объекты основных средств Д 08.4К 60
Оплачены поставщику Д60 К51
Основные средства приняты на учет Д 01 К08.4
Выделен НДС Д19.1 К60
Зачтен НДС Д68 К19.1
16.Учет амортизации ОС
Амортизация - механизм погашения стоимости ОС, износ ОС.
Методы начисления
- Линейный метод
- Метод уменьшения
- Метод суммы чисел лет срока полезного использования
- Метод начисления пропорционально объему прод-ции
Сумму амортиз по ОС отражают на К 02(П) Д 25,26
17.Методы начисления амортизации
1. Линейный метод. стоимость объекта ОС спис-ся одинаковыми частями на протяж. всего периода его эксплуатации. Годовая сумма А опред-ся делением А стоимости на ожид. срок полезного использ-я объекта ОС
2. Метод уменьшения остатка- годовая сумма А опред. как произвед-е остат. ст-ти объекта на начало отчетного года или ПС на дату начала начисления А и годовой нормы А. Год. норма А (%) исчисл-ся как разность м/у единицей и значением корня в степени лет полезного использ-я объекта из результата деления ликвидац-й стоимости объекта на его ПС.
3. Метод суммы чисел лет срока полезного использования
4. Метод начисления пропорционально объему прод-ции. Заключается в списании части стоим-ти ОС в зависимости от срока цикла производства. Месячная сумма А опред-ся как произведение факт. месячного объема прод-и и производ-й ставки А. Проив-я ставка А исчисл-ся делением А ст-ти на общий объем прод-и, кот. П ожидает произвести с использ-м объекта ОС.
18.Учет начисления з/п и др. выплат рабочим.
Первичные док-ты по оплате труда
- Приказ о приеме на работы,на осонв приказа-запись в трудовой
- Заполняется личная карточка работника
- В бухг открыв л/с
- Расчетно-платежная ведомость составленная на основании л/с работника.
Учет начисления и выдачи заработной платы и других оплат ведется на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». На этом счете отражаются операции по расчетам с персоналом, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе предприятия, по оплате труда, а так же по выплатам доходов по акциям и другим ценными бумагам данного предприятия.
Дополнительная заработная плата (ежегодные отпуска, вынужденные простои, временная нетрудоспособность, выполнение государственных и общественных обязанностей) начисляется на основании документа, подтверждающего право работника на оплату за непроработанное время, по среднему заработку
19. Учет удержаний из суммы начис за оплату труда ( налоги, алименты)
Из начисленной заработной платы работников производятся следующие удержания:
- налог на доходы физических лиц,
- по исполнительным документам судов,
- своевременно не возвращенные подотчетные суммы,
- размер причиненного предприятию материального ущерба,
- за товары, купленные в кредит,
- по полученным займам и другие
НДФЛ-налог на дох физ лиц.,налогоплат-физ лица.
Станд налоговые вычеты:
- 3000-за каждый месяц налог периода (чернобыльцы, инвалиды ВОВ)
- 500-для участн ВОВ,герои СССР,герои России
- 400-для остальных граждан, доход кот не превыш 20000
- 600-на каждого иждивенца., доход не выше 40000
Общая ставка налога -13%, с выигрышей и призов- 35%, с дивидендов -9%
ЕСН-единый соц налог, налогоплат-орг, ИП ,адвокаты; объект налогообложения- з/п,для ИП=доход-расход связ с его увелич.
Суммы не подлеж обложению-гос пособия,в т.ч. по временной нетрудоспос, безработице ;единая мат помощ.
20. Учет кассовых операций
Денежные ср-ва орг находятся в кассе в виде наличных денег и денежных док-тов на счетах банков,в выставленных аккредитивах, депозитных счетах.
Ведение кассовых операций осуществл кассир, кот. несет полную матер ответственность за сохранность принятых ценностей. Для учета кассовых операций исп :
- Приходный кассовый ордер
- Расходный кассовый ордер
- Журнал регистр прих и расх кассовых ордеров.
- Кассовая книга.
з/п и пенсии выдают из кассы по платежным ведомостям
Прих и расх ордера до передачи в кассу регистрируются в журнале регистр ордеров.
Все операции по поступл и расходу денежн ср-в кассир записывает в кассовой книге, кот должна быть пронумерована, прошнурована и заверена подписями руководит и гл. бухг.
В конце рабоч дня кассир подсчит в кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток денег на след день.Отрывной лист со всеми прих и расх доктами сдается в кач-ве отчета.Касса –сч 50,Д50-поступление,К50-убытие
21. Порядок определения оплачиваемых отпусков
Ежегодный оплачиваемый отпуск -28 календ дней. В образовательных орг-циях и орг с вредными условиями -56 дней.
Валовая ∑ отпускных =среднедневной заработок* кол-во дней в отпуске.
Среднедневной заработок =∑ оплаты за 3 календ месяца/кол-во календ дней.
22. Учет расчетов по НДС
Дебет:
Сальдо нач.- НДС по неиспольз. матер-лам
60,76- НДС по приобретенн. товар.-матер. ценностям
Сальдо кон.- НДС на оставш. материалы
Кредит:
68,31- списание НДС по использ. товар.-матер. ценностям
При реализ-и НДС по произведенной предприятием продукции относится в Д счетов реализации и в К 68 счета.
24.Учет расчета по налогу на имущ-во п/в
Налог на имущ-во
- Региональный налог-не выше 2,2%
- Прямой налог, т.к. конечным плательщиком явл само п/п
- Налоговой базой явл остаточная ст-ть ОС ,числится на сч 01 и 03
Налог на имущ-во отражается как прочие расходы Д91 К68
Погашение налога Д68 К51
26.Учет затрат на производство и реализ прод-ции
С/с прод-ции выражает в денежной форме затраты на пр-ство и реализацию этой продукции.
Учет затрат отраж на сч 20-29.На Д20 отраж все расходы связанные с основным произ-вом
В конце месяца все затраты отраж на сч 25,26 списываются на Д20
Поступили в осн пр-во материалы Д20 К10
Начислена з/п рабочим основн пр-ва Д20 К70
Начислена амортиз ОС Д20 К02
Начислен ЕСН по з/п Д20 К69
Начислена амортиз НМА Д20 К05
Списана ст-ть услуг вспомогат пр-ва Д20 К23
27.Понятие общепроизводств и общехоз расходов.
Учет общепроизводств расходов ведут на сч 25-собирательно-распределительный счет. Здесь отражаютсч расходы по содержанию и эксплуатации производств оборудования:амортиз и эксплуат оборуд(ст-ть смазочных), з/п рабочих, обслуживание оборудов, текцущий ремонт оборуд,Также на сч 25 отраж расходы по управл цехом: содержание аппарата управления цеха, потери от простоев, содержание зданий и инвентаря.
Общехоз расходы(сч26)-з/п аппарата управления орг-ции, командировочные, охрана труда, содерж пожарной и сторожевой охраны.
В конце месяца все затраты отраж на сч 25,26 списываются на Д20
28.Классификация затрат по экономич Эл-там.
С/с прод-ции выражает в денежной форме затраты на пр-ство и реализацию этой продукции.
Затраты классифиц по след эконом эл-там:
- Материальные затраты
- Затраты на оплату труда -все виды начисл работникам п/п
- Отчисления на соц нужды
- Амортизация основных фондов
- Прочие затраты -% за кредит, отчисления на подготовку кадров.
Постоянные и перем затраты.
30. Учет финансовых резервов, т.е. учет прибыли
Бух прибыль представляет собой конечный финансовый результат, выявленный в конце отчетного периода на основании б\у всех хоз\операций организации. В б\балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль т.е конечный результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законом РФ нологов и иных аналогичных обязательств платежей , включая санкции за несаблюдением правил налогооблажения.
-прибыль от продаж Д90-9 К99
-прибыль от прочей деятельности организации Д91-9 К99
32.Бухгатреский отчет и его составляющие.
Бухг отчетность –единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хоз деятельности.
Различают промежуточную и годовую отчетности.
Промежуточная отчетность включ :
- Бух баланс Ф№1
- Отчет о прибылях и убытках Ф№2
Годовая отчетность включ:
- Ф№1
- Ф№2
- Ф№3 «отчет о движении капитала» отражает инф о величине и изменении собств капитала
- Ф№4 «отчет о движении денежных ср-в» отражает инф об изменении денежн ср-в в теч года
- Ф№5 «приложение к бухг балансу» доп инф
- Пояснительная записка к годовому отчету, раскрывается учетная политика.
- Аудиторское заключение, подтверждающ достоверность бух отчетности предприятий подлежащих обязат аудиту.
33. Баланс и его разделы
Баланс построен по принципу двухсторонней таблицы. Левая часть таблицы - актив, показывающий ресурсы, контролируемые предприятием в результате происшедших событий, исполнение которых, как ожидается, приведет к экономической выгоде в будущем. Правая часть таблицы - пассив, отражает обязательства и собственный капитал предприятия. Сумма итогов пассива и актива баланса должны быть равны
1. "Оборотный капитал" включ.аются денеж. ср-ва п/п, а также активы включенные в денеж оборот п/п.
2.К "Основному капиталу" относятся активы, принадлеж п-п на правах собст-ти, кот в течение длительного времени исп-тся для пр-ства продукции: земельные участки, здания, сооружения, оборудование.
3."Прочие активы" учитыв произведенные в отчетном периоде аванс платежи за товары и услуги, кот будут получены в будущем, расходы будущих периодов и т. д.
4. "Краткосрочные обязательства" отраж долговые обяз-тва п/п со сроком погаш в течение года от даты состав баланса.
5. "Долгосрочные обязательства" включ обяз-тва п/п со сроками погашения, наступавшими не ранее, чем через год
6. "Акционерный капитал" (собственный капитал компании) Отраж собств ср-ва п/п: номин ст-сть выпушенных акций, нераспределенная прибыль п/п
35.Понятие и расчет чистых активов п/п
Чистые Активы опред-тся в виде разницы между ∑ активов и ∑ обязательств принимаемых к расчету
ЧА=А-А искл-П IV-П V+Дбп+ЦФ, где
А-все активы
А искл-активы исключаемые при расчете
- балансовой ст-ти собств акций, акций обществ выкупл у акцинеров,
- изII раздела искл задолженность учредит по вкладам в УК
П IV-долгосрочные крелиты и займы
П V –краткосрочные кредиты и займы
Дбп –доходы будущих периодов
ЦФ-целевые фонды поступления.
36. Учет затрат на содержание строит машин и механизмов.
При производстве СМР необходимо применение СММ .Затраты на содержание СММ относят на счет 25,К данным расходам относят:
- з/п рабочих обслуж машины Д25 К70
- расходы по ЕСН,страх. сборы от несчастн. случаев Д25 К69
- затраты на мат-лы (топливо,энергния) Д25 К10
- амортизац отчисления по СММ Д25 К02
- затраты на тех обслуживание и ремонт СММ Д25 К23,60(в случае привл сторонних орг)
Вспомогат пр-во включ в себя след расходы:
§ транспортные расходы
§ расходы по ремонту ОС
§ расходы на изготовление конструкций и деталей,
§ возведение нетитульных сооружений, т.е. расход связанный с обсужив строит пр-ва
37.Учет лизинговых платежей по лизингополучателю
В соответствии с договором лизинговое имущество может учитываться либо на балансе лизингодателя, либо на балансе лизингополучателя.
Амортизац отчисления по лизинговому имущ-ву производит балансодержатель этого имущ-ва .Возможные операции при лизинге (отражение платежей у лизингополуч, при условии что оборуд на балансе у лизингодателя) :
- Поступление лизингового имущ-ва к лизингополуч. Д001(аренд ОС) К-
- Начислены лизинговые платежи Д 20,26 К 76.-
- Отражен НДС по лиз платежам Д19 К76.-
- Перечислены лизинговые платежи Д76.- К 51
- Принят к зачету НДС Д68 К19
- Списано оборудование переданное лизингодателю Д- К001
38. Понятие лизинга,его виды.
Лизинг – система финансово-экономич отношений, связанная с приобретением оборудования и сдачей его в аренду за опред
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.