эффективности основывается на сопоставлении расчетных эксплуатационно-экономических результатов, достигаемых судном-прототипом с базовой СЭУ и новой проектируемой СЭУ.
При этом должна быть обеспечена сопоставимость сравниваемых вариантов по следующим условиям:
- району (линии) и периоду эксплуатации;
- объему производимой продукции (работы);
- качественным параметрам продукции (работы) судов;
- принципам и методам расчета эксплуатационно-экономических показателей;
- составу учитываемых затрат;
- социальным факторам производства и использования продукции, включая влияние на окружающую среду.
Обеспечение сопоставимости сравниваемых вариантов по объему производимой продукции (работы) приводит к тому, что стоимостные результаты работы нового судна и эквивалентного ему числа судов-прототипов во всех случаях будут совпадать. Следовательно, экономическая эффективность будет определяться лишь разницей затрат на строительство и эксплуатацию судна-прототипа и нового судна.
При экономическом обосновании нового судна его эффективность обычно проверяется по целому ряду показателей. Такими показателями могут служить:
- удельные капитальные вложения на единицу продукции (работы);
- экономия капитальных вложений;
- себестоимость перевозок (для сухогрузных судов);
- производительность труда экипажа и т.д.
Для определения численных значений выбранных показателей эффективности требуется провести целый ряд вспомогательных расчетов: выбор и обоснование судна-прототипа; выбор и расчет эксплуатационных показателей судов; расчет годового объема продукции (работы); определение расчетной цены СЭУ; расчет строительной стоимости судна-прототипа и нового судна; расчет эксплуатационных затрат на годовой объем продукции (работы) судна; расчет сопутствующих капитальных вложений потребителя; расчет показателей экономической эффективности.
6.1 Выбор и обоснование судна-прототипа
При выполнении экономического обоснования проекта энергетической установки вначале выбирается судно, на котором предполагается смонтировать проектируемую установку. В главе 1 указывалось, что производится модернизация энергетической установки судна проекта Р-168. Судно предназначено для перевозки тарно-штучных и пакетированных грузов, овощей, зерна, контейнеров, в том числе и 20 футовых леса по магистральным и боковым рекам с глубинами не менее 2 м.
В связи с длительным строительством этой серии СЭУ судов не отвечают современным требованиям, в частности их главные двигатели (см. главу 1). Целью данного дипломного проекта является модернизация энергетической установки теплохода. В табл. 6.1 приведены данные по судну-прототипу и новому судну.
Таблица 6.1 – Основные технико-эксплуатационные показатели сравниваемых судов
| Наименование показателя | Величина показателя | |
| Судно-прототип | Новое судно | |
| Грузоподъемность Q, т | 2500 | 2500 | 
| Основные размерения LхВхН; Т, м | 99,5х15х4,3; 3,0 | |
| Марка главных двигателей, количество и мощность Nэ, кВт | 6NVD 48АU, два по 480 | 8ЧН 22/28, два по 480 | 
| Род и удельный расход топлива g, кг/(кВт×ч) | Дизельное по ГОСТ305-82, 0,218 кг/(кВт×ч) | Дизельное по ГОСТ305-82, 0,199 кг/(кВт×ч) | 
| Скорость судна в полном грузу V¥, км/ч | 19 | 19 | 
| Численность экипажа Ч, чел. (табл.1) | 8 | 8 | 
| Строительная стоимость судна, Ц, тыс. руб. | 88350 | 85334 | 
| Стоимость СЭУ, Цэу, тыс. руб. | 20966 | 17950 | 
6.2 Выбор и расчет эксплуатационных показателей
При выполнении экономического обоснования, как уже указывалось ранее, необходимо обеспечить сопоставимость условий эксплуатации судов, основными из которых являются: линия (район) эксплуатации судов в течении навигационного периода; род перевозимого груза (или род выполняемой работы); длительность годового эксплуатационного (навигационного) периода; доля
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.