В общем случае неуравновешенные массы ротора приводятся не менее чем к двум массам, лежащим в разных осевых плоскостях на разных расстояниях от оси вращения и середины ротора. Ось такого ротора пересекается с главной центральной осью инерции вне центра масс.
Неуравновешенность в этом случае
называется смешанной, так как нарушаются оба условия (1) и (2)
: (DCT ¹0, J0
¹ 0), т.е. .Качество балансировки ротора
определяется остаточной неуравновешенностью, характеризуемой величиной
или эксцентриситетом ест . Вибрация вращающегося
ротора зависит не только от величины неуравновешенности, но и от ряда
конструктивных особенностей и внешних условий, таких как жесткость ротора, его
температура и др. Так при вращении ротора центробежные силы неуравновешенного
ротора изгибают ротор, увеличивая неуравновешенность. На определенной частоте,
называемой первой критической, величина прогиба резко возрастает, а возникающие
при этом динамические нагрузки на подшипники могут привести к их разрушению.
Критические частоты роторов большинства электроприводов БМП совпадают с
частотами собственных изгибных колебаний ротора. Собственная частота изгибных
колебаний ротора ω0 определяется
по формуле:
,
(3)
где Сn = Crt* C1 /(Crt + C1) - полная жесткость ротора Crt и опор C1;
mrt- масса ротора.
Жесткость ротора зависит от наличия шпоночных канавок на валу для фиксации пакета стали и коллектора, больших зубцов в пазовой зоне бочки и т.д.
В большинстве случаев ротор жестко связан со статором и корпусом электропривода, который обычно крепится к корпусу бытовой машины через виброизоляторы. Тогда для ротора на подшипниках качения с эксцентриситетом ℓCT и статора массой mst жестко связанным с корпусом привода, установленного на виброизоляторы, имеем следующее выражение для амплитуды колебаний статора ( корпуса ) Yst :
, (4)
где -
собственная частота колебаний статора на виброизоляторах с жесткостью С2
; mrt- масса ротора.
В общем случае изгибная жесткость ротора определяется жесткостью вала
, (5)
где Е= 1.96·1011 , [Н/м2] – модуль упругости стали; I=πd4/64, [м4] - момент инерции вала; d – эквивалентный диаметр ротора.
Жесткость опор ротора в случае шарикоподшипников определяется выражением С1 = 1.1·1010·(dтк)0.5, [Н/м2] , где dтк – диаметр тел качения в подшипниках. На рис. 2 приведены амплитуды колебаний статора от частоты вращения ротора для опор ротора без зазора и с зазором (в подшипниках качения большинства приводов БМП существует радиальный зазор, превышающий эксцентриситет ℓCT) при различных отношениях ω0 /ω01.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.