Экономический анализ инноваций проводится на всех фазах жизненного цикла по ходу их внедрения и служит социально-экономическим инструментом корректировки инновационных процессов.
Эффект и эффективность — разные понятия. Экономический эффект — это результат труда человека в процессе внедрения инноваций. Эффект дает неполную характеристику инновационной деятельности, так как не отражает затраты, с помощью которых данный эффект достигнут. Поэтому критерием оценки инновационной деятельности служит показатель эффективности. Экономический эффект — это полезный результат, характеризующий величину достигнутой экономии материальных, трудовых, финансовых ресурсов, экономией времени и т. д.
Экономическая эффективность отражает соотношение между получаемыми результатами производства — продукцией и материальными услугами и затратами труда и средств производства.
Экономическая эффективность инноваций — это соотношение результатов инновационного процесса и затрат, связанных с этим процессом.
Экономическая ценность инновации — рост прибыли, расширение масштабов производства. Социальный эффект инновации — более полное удовлетворение общественных потребностей и повышение уровня жизни.
Социальная эффективность характеризуется положительными социальными изменениями, происходящими по мере внедрения инноваций.
Экономическая форма эффекта наиболее изучена и поддается количественной оценке. Социальная форма изучена меньше, но ее нельзя исключать из оценки, по крайней мере, качественной.
В оценке эффективности используются различные методы:
• прямое сравнение плановых и фактических показателей;
• оценка по комплексным, обобщающим показателям;
• сравнительная оценка эффективности и др.
Для оценки социальной эффективности используются различные методы социологических исследований, таких как анкетный опрос, интервьюирование, фокументалистика, социометрия, совещания, семинары, беседы, собрания; методы количественного и качественного анализа, статистические методы.
Результаты инновационной деятельности можно оценить с помощью системы взаимосвязанных эффектов: научно-технического, маркетингового, экологического, регионального.
Научно-технический эффект есть эффективность затрат на первой фазе жизненного цикла продукта.
Маркетинговый эффект достигается за счет сокращения времени выхода на рынок товаров и услуг.
Экологический эффект вызван снижением загрязнения окружающей среды и повышением безопасности производства.
Региональный эффект — изменение числа рабочих мест и улучшение снабжения региона ресурсами и потребительскими товарами.
Вследствие внедрения инноваций модифицируются главные характеристики производства: объем производства и продаж, текущие затраты, основные производственные фонды и нематериальные активы, численность работников, длительность производственного цикла.
Существует два основных типа показателей эффективности инноваций:
1) показатель эффективности затратного типа, представляющий собой отношение результата инноваций к величине затрат, связанных с данной инновацией;
2) показатель эффективности ресурсного типа, который рассчитывается отношением результата к величине примененных ресурсов в стоимостном
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.