3.АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА НП РУП «ДИАЛЕК»
Научно-производственное республиканское унитарное предприятие "Диалек", входящее в концерн «Белбиофарм», занимается разработкой, внедрением и производством лекарственных средств, изделий медицинского назначения, пищевых добавок и лечебно-косметической продукции. Препараты собственной разработки составляют 65% номенклатуры всей выпускаемой продукции. Персонал предприятия имеет высокую квалификацию и многолетний опыт по выпуску лекарственных препаратов. На предполагаемую к выпуску продукцию существует спрос в Республике Беларусь и Российской Федерации.
Обеспеченность населения и органов здравоохранения лекарственными средствами относится к числу проблем, имеющих первостепенное социальное значение.
Проведенные маркетинговые исследования показали, что за счет отечественного производства фармацевтический рынок республики обеспечивается лишь на 20% от всего ассортимента номенклатуры и на 25% по стоимости.
Несмотря на экспансию зарубежных фармацевтических производителей, предприятие стремится удерживать устойчивый уровень продаж на внутреннем рынке. С этой целью предприятием намечена стратегия по поддержанию позитивного имиджа предприятия "Диалек" у потребителей в республике и за ее пределами. Особое внимание при производстве лекарственных средств уделяется качеству, ценам, удобной фасовке и упаковке. Также предприятие ставит перед собой задачу по постоянному информированию потребителей о качественных характеристиках выпускаемой продукции и формированию общественного мнения об особых ее достоинствах и о преимуществах по сравнению с аналогами. Одним из условий стимулирования сбыта явится участие предприятия "Диалек" в специализированных выставках.
Ценовая политика предприятия будет зависеть от роли торгового партнера на рынке сбыта, от спроса и насыщенности рынка аналогичной продукцией с сохранением нормы прибыли 25-30%.
Основные показатели экономической деятельности предприятия приведены в таблице 2.
Таблица 2 Основные показатели экономической деятельности предприятия |
|||||
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Фактичес-ки за 2002 год |
План-прогноз на 2003 год |
Темп , % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Объем товарной продукции |
|||||
в действующих ценах |
млн. руб. |
1 345 |
1 591 |
118,3% |
|
в сопоставимых ценах |
млн. руб. |
1 429 |
1 557 |
109,0% |
|
Поставки продукции |
млн. руб. |
1 406,5 |
1 656,9 |
117,8% |
|
на внутренний рынок |
млн. руб. |
985,5 |
1 210,7 |
122,9% |
|
на экспорт |
млн. руб. |
421,0 |
446,2 |
106,0% |
|
в том числе |
|||||
Россия |
млн. руб. |
421,0 |
446,0 |
105,9% |
|
Объем внешней торговли |
тыс. долл. |
236,1 |
213,0 |
90,2% |
|
Себестоимость товарной продукции |
млн. руб. |
1 305,4 |
1 520,4 |
116,5% |
|
в т.ч. материальные затраты |
млн. руб. |
767,2 |
653,0 |
85,1% |
|
Прибыль |
|||||
балансовая |
млн. руб. |
192 |
145 |
75,4% |
|
от реализации продукции (работ, услуг) |
млн. руб. |
190 |
145 |
76,2% |
|
Валютные поступления |
тыс. долл. |
89 |
213 |
239,3% |
|
Рентабельность реализованной продукции |
% |
17,2% |
9,5% |
55,2% |
|
Как видно из таблицы 2, основными потребителями продукции предприятия являются Республика Беларусь и Российская Федерация, поставки продукции в 2003 году по отношению к 2002 году выросли соответственно на 22,9% и 5,9% . Но, не смотря на увеличение объемов производства, прибыль от реализации продукции уменьшилась со 190 до 145 млн. руб., рентабельность реализованной продукции снизилась с 17,2% до 9,5% . Это объясняется прежде всего тем, что концерн «Белбиофарм», в который входит НП РУП «Диалек», не позволяет предприятию, не смотря на довольно высокий уровень инфляции в стране, повышать цены на некоторые виды продукции, которые имеют первостепенное значение для населения и органов здравоохранения. Еще одной причиной является экспансия российских фармацевтических производителей, которые предлагают аналогичную продукцию по довольно низкой цене. Также имеет большое влияние и износ основных производственных фондов предприятия (около 70 %).
Но в то же время концерн «Белбиофарм» требует от предприятия выполнения планового объема производства продукции и поддержания рентабельности на уровне 25-30 %. В некоторых случаях это достигается за счет производства и реализации нескольких видов биогенных и бактерийных препаратов, не имеющих зарубежных аналогов, рентабельность которых составляет 50-70%. Рассмотрим подробнее изменение цены и рентабельности следующих препаратов: бифидумбактерин, диалакт, биофлор, плазмол.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.