располагал более солидным конкретным научным материалом, чем его предшественники.[4, стр. 152-153]
Действие диалектики в сфере природных явлений при изучении гегелевской философии раскрывается в собственной философии природы и естествознания, где в то же время философия как высшее теоретическое знание противопоставлена частным наукам. «Философия природы» — главный источник для выяснения воззрений Гегеля на данный вопрос.
Разделить два плана гегелевской диалектики природы, т. е. выделить из нее диалектику философского истолкования природы в отличие от «задавленной» материальностью диалектики в самой природе, нелегко. Грубо упрощенная схема метафизичности природы, но диалектичности философии природы не была принята Гегелем, хотя мы и найдем у него заявление о том, что «философия природы снимает отчуждение между природой и духом». Более определенно различаются другие два плана, а именно: план совокупной диалектики природы и диалектики натурфилософии, с одной стороны, и план неполного диалектического мышления в частных науках — с другой. [2, стр.300]
На физической ступени природы, согласно Гегелю, «материя обладает индивидуальностью» и «тела попадают под власть индивидуальности», причем под индивидуальностью имеется в виду качественная определенность материальных образований. Этим физическая ступень отличается от механической ступени, которую Гегель считал воплощением количественной определенности.[3, стр. 299]
Гегель, конструирует материю из пространства и времени. «...Материя,— говорит он,— есть лишь абстрактное, непосредственное единство времени и пространства. Следовательно, гениальная догадка Гегеля о единстве материи, времени и пространства не получила у него правильного обоснования. Это случилось отчасти в силу идеалистических исходных принципов его натурфилософии, главным же образом в силу того, что специальные науки его времени не давали соответствующих эмпирических и теоретических данных для обстоятельной аргументации философских заключений времени и пространства.[5, стр. 119-120].
Единство пространства и времени представлено как движение перехода одного в другое, истиной же пространства и времени является материя,
Диалектико-материалистическая точка зрения Гегеля, что нет пространства вне времени и нет «времени-пространства» вне материи, что их единство и есть материя, и по сей день с большим трудом входит в сознание естественников и философов [1, стр. 136]
Объявив, что природа есть инобытие, Гегель по-своему вполне логично приходит к метафизическому постулату о неизменности материального мира и отрицанию теории эволюции. Идею развития, как это было-отмечено, Гегель применяет только к знаниям духовного порядка. Движение идеи вприроде идет от абстрактного к конкретному; соответственно этому «Философия природы» распадается на три больших
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.