Основные концепции философии Гегеля

Страницы работы

Фрагмент текста работы

распо­лагал более солидным конкретным научным материалом, чем его предшественники.[4, стр. 152-153]

Действие диалектики в сфере природных яв­лений при изучении гегелевской философии раскрывается в собственной философии природы и естествознания, где в то же время философия как высшее теоретическое знание противопоставлена частным наукам. «Филосо­фия природы» — главный источник для выяснения воз­зрений Гегеля на данный вопрос.

Разделить два плана гегелевской диалектики при­роды, т. е. выделить из нее диалектику философского истолкования природы в отличие от «задавленной» ма­териальностью диалектики в самой природе, нелегко. Грубо упрощенная схема метафизичности природы, но диалектичности философии природы не была принята Гегелем, хотя мы и найдем у него заявление о том, что «философия природы снимает отчуждение между природой и духом». Более определенно раз­личаются другие два плана, а именно: план совокупной диалектики природы и диалектики натурфилософии, с одной стороны, и план неполного диалектического мыш­ления в частных науках — с другой. [2, стр.300]

На физической ступени природы, согласно Гегелю, «материя обладает индивидуальностью» и «тела попадают под власть индивидуальности», причем под индивидуальностью имеется в виду качественная опреде­ленность материальных образований. Этим физическая ступень отли­чается от механической ступени, которую Гегель считал воплощением количественной определенности.[3, стр. 299]

Гегель,  конструирует   материю   из пространства и времени. «...Материя,— говорит   он,— есть   лишь   абстрактное,   непосредственное   единство   времени   и   пространства. Следовательно, гениальная догадка Гегеля о единстве материи, времени и пространства не получила у него правильного обоснования. Это случилось отчасти в  силу идеалистических исходных принципов его натурфилософии, главным же образом в силу того, что специальные науки его времени не давали соответствующих эмпирических и теоретических данных для обстоятельной аргументации философских заключений времени и пространства.[5, стр. 119-120].

 Единство пространства и времени представлено как движение перехода одного в другое, истиной же про­странства и времени является материя,

Диалектико-материалистическая точка зрения Гегеля, что нет пространства вне времени и нет «времени-про­странства» вне материи, что их единство и есть материя, и по сей день с большим трудом входит в сознание есте­ственников и философов [1, стр. 136]

Объявив, что природа есть инобытие, Гегель по-своему вполне логично приходит к метафизическому постулату о неизменности материального мира и отрицанию теории эволюции. Идею развития, как это было-отмечено, Гегель применяет только к знаниям духовного порядка. Движение идеи вприроде идет от абстрактного к конкретному; соответственно этому «Философия природы» распадается на три больших

Похожие материалы

Информация о работе