диаграмма (реальный цикл) 4-тактного ДВС
B TS-диаграмме площадь под процессом представляет собой
теплоту, подведенную к рабочему телу или отведенную от него. Поэтому
заштрихованная площадка на левой диаграмме – это теплота , отведенная от рабочего тела к холодному источнику,
одинаковая для всех трех циклов. На рисунке обозначены циклы: Тринклера -
123451, Отто – 12v451 и Дизеля – 12p451.
Очевидно, что
, поэтому из выражения термического
КПД
следует, что
, то
есть наиболее экономичным является цикл Дизеля (с изобарным подводом теплоты от
горячего источника к рабочему телу).
На правой диаграмме изображена индикаторная диаграмма, которую можно назвать реальным циклом 4-тактного ДВС. Так как в реальном двигателе объем газа в цилиндре в течение цикла изменяется (из-за впуска и выпуска), по оси абсцисс откладывается полный объем V, в теоретических же циклах – удельный объем газа v, поскольку они рассматриваются для 1 кг рабочего тела. Цикл 4-тактного ДВС совершается за 4 такта (хода поршня) и соответственно – за 2 оборота коленчатого вала.
На рисунке они обозначены: ab – 1-й такт всасывание (поршень движется от верхней мертвой точки «ВМТ» к нижней «НМТ», через
открытый всасывающий клапан в цилиндр всасывается горючая смесь воздуха и паров
бензина, приготовленная в карбюраторе; bc- 2-й такт сжатие (оба клапана закрыты, поршень движется от НМТ к ВМТ, происходит сжатие
горючей смеси). Когда поршень находится в ВМТ, газ занимает минимальный объем
камеры сгорания , горючая смесь воспламеняется от
запальной электрической свечи. В процессе горения топлива cd давление
и температура газа многократно возрастают. Продукты сгорания стремятся
расшириться, давят на поршень и он движется от ВМТ к НМТ. Это de - 3-й такт рабочий
ход, в котором тепловая энергия газов
преобразуется в механическую энергию движения поршня. После чего открывается
выпускной клапан и при движении поршня от НМТ к ВМТ происходит выпуск продуктов
сгорания в окружающую среду, efa выпуск - последний, 4-й
такт.
При совершении одного цикла получается положительная
работа, на диаграмме заштрихованная в клеточку и равная полезно использованной
теплоте. Нижняя часть диаграммы представляет собой отрицательную, насосную
работу потому, что во время тактов впуска и выпуска двигатель работает как
насос. Если положительную работу цикла обозначить , а
рабочий объем цилиндра
, то можно определить среднее
индикаторное давление, численно равное работе,
совершаемой в единице объема цилиндра двигателя,
:
(5)
По среднему индикаторному давлению можно определить индикаторную (внутреннюю) мощность двигателя внутреннего сгорания, кВт:
(6)
где
- рабочий объем цилиндра, м³; D – диаметр цилиндра, м; s – ход
поршня, м; z– число цилиндров; n– число оборотов двигателя, об / мин;
- коэффициент тактности, который равен 4 для
четырехтактных и 2 – для двухтактных ДВС; 2n/60
- число тактов в секунду.
Мощность на выходном валу двигателя называется эффективной мощностью, кВт:
(7)
Здесь
- мощность механических потерь (потерь на
трение и привод вспомогательных механизмов). Относительные механические потери
оцениваются механическим КПД двигателя:
(8)
Для
поршневых двигателей механические потери составляют =
65-87 %. Эффективный КПД двигателя
характеризует степень использования теплоты топлива и учитывает тепловые,
внутренние и механические потери:
(9)
где
В – расход топлива, кг/с; -
низшая рабочая теплота сгорания топлива.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.