диаграмма (реальный цикл) 4-тактного ДВС
B TS-диаграмме площадь под процессом представляет собой теплоту, подведенную к рабочему телу или отведенную от него. Поэтому заштрихованная площадка на левой диаграмме – это теплота , отведенная от рабочего тела к холодному источнику, одинаковая для всех трех циклов. На рисунке обозначены циклы: Тринклера - 123451, Отто – 12v451 и Дизеля – 12p451. Очевидно, что , поэтому из выражения термического КПД следует, что , то есть наиболее экономичным является цикл Дизеля (с изобарным подводом теплоты от горячего источника к рабочему телу).
На правой диаграмме изображена индикаторная диаграмма, которую можно назвать реальным циклом 4-тактного ДВС. Так как в реальном двигателе объем газа в цилиндре в течение цикла изменяется (из-за впуска и выпуска), по оси абсцисс откладывается полный объем V, в теоретических же циклах – удельный объем газа v, поскольку они рассматриваются для 1 кг рабочего тела. Цикл 4-тактного ДВС совершается за 4 такта (хода поршня) и соответственно – за 2 оборота коленчатого вала.
На рисунке они обозначены: ab – 1-й такт всасывание (поршень движется от верхней мертвой точки «ВМТ» к нижней «НМТ», через открытый всасывающий клапан в цилиндр всасывается горючая смесь воздуха и паров бензина, приготовленная в карбюраторе; bc- 2-й такт сжатие (оба клапана закрыты, поршень движется от НМТ к ВМТ, происходит сжатие горючей смеси). Когда поршень находится в ВМТ, газ занимает минимальный объем камеры сгорания , горючая смесь воспламеняется от запальной электрической свечи. В процессе горения топлива cd давление и температура газа многократно возрастают. Продукты сгорания стремятся расшириться, давят на поршень и он движется от ВМТ к НМТ. Это de - 3-й такт рабочий ход, в котором тепловая энергия газов преобразуется в механическую энергию движения поршня. После чего открывается выпускной клапан и при движении поршня от НМТ к ВМТ происходит выпуск продуктов сгорания в окружающую среду, efa выпуск - последний, 4-й такт.
При совершении одного цикла получается положительная работа, на диаграмме заштрихованная в клеточку и равная полезно использованной теплоте. Нижняя часть диаграммы представляет собой отрицательную, насосную работу потому, что во время тактов впуска и выпуска двигатель работает как насос. Если положительную работу цикла обозначить , а рабочий объем цилиндра , то можно определить среднее индикаторное давление, численно равное работе, совершаемой в единице объема цилиндра двигателя, :
(5)
По среднему индикаторному давлению можно определить индикаторную (внутреннюю) мощность двигателя внутреннего сгорания, кВт:
(6)
где - рабочий объем цилиндра, м³; D – диаметр цилиндра, м; s – ход поршня, м; z– число цилиндров; n– число оборотов двигателя, об / мин; - коэффициент тактности, который равен 4 для четырехтактных и 2 – для двухтактных ДВС; 2n/60 - число тактов в секунду.
Мощность на выходном валу двигателя называется эффективной мощностью, кВт:
(7)
Здесь - мощность механических потерь (потерь на трение и привод вспомогательных механизмов). Относительные механические потери оцениваются механическим КПД двигателя:
(8)
Для поршневых двигателей механические потери составляют = 65-87 %. Эффективный КПД двигателя характеризует степень использования теплоты топлива и учитывает тепловые, внутренние и механические потери:
(9)
где В – расход топлива, кг/с; - низшая рабочая теплота сгорания топлива.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.