6 – 8, 24 – 36 и 60 – 72 часов связаны с неравномерностью электрического графика нагрузки и обусловлены остановкой на ночь, на сутки и на 2 – 2,5 суток в конце недели.
В зависимости от теплового состояния оборудования режимы пуска условно подразделяются на следующие: из горячего, неостывшего, холодного и близких к нему состояний. Эти режимы пусков разграничиваются ориентировочно соответственно по длительности предшествующего простоя: менее 6 – 10, от 6 – 10 до 70 – 90 и более 70 – 90 часов. Конкретные значения температуры металла паровпускных частей турбины, определяющие паровпускные границы режимов пуска указаны в инструкции по эксплуатации.
В процессе остывания скорость понижения температуры отдельных узлов турбины зависит от их металлоёмкости и условий отвода теплоты от них. Это создаёт особые трудности при пуске турбоагрегата, поскольку пусковые параметры пара, благоприятные для одних узлов, будут небезопасны для других элементов турбины. Поэтому все наиболее остывшие детали турбины перед пуском требуют дополнительного прогрева.
Наряду с остыванием статора происходит и остывание ротора турбины. Различные условия теплоотдачи, а так же разница в массах ротора и статора приводят к различным изменениям длины этих элементов.
Опыт эксплуатации турбин показывает, что относительное изменение длины ротора зависит в основном от качества изоляции и разницы масс ротора и статора. В связи с этим в турбинах высокого давления, имеющих массивные ЦВД, в процессе остывания наблюдаются значительные укорочения роторов высокого давления, что может препятствовать пуску турбины из горячего состояния.
Эффективным мероприятием, уменьшающим относительное укорочение ротора, является подача горячего пара к переднему концевому уплотнению ЦВД. В турбинах высокого давления передние концевые уплотнения занимают значительную часть общей длины ротора. Разогрев этого участка позволяет компенсировать относительное укорочение остальных частей ротора турбины. Подача пара на уплотнения должна производиться при обязательном вращении ротора турбины валоповоротным устройством. При реализации этого мероприятия ограничения в пусках из горячего состояния по причине чрезмерного относительного укорочения ротора могут быть практически сняты.
Значительно сложнее устранить последствия неравномерного охлаждения верха и низа корпуса турбины. В процессе остывания низ турбины быстрее охлаждается, чем верх, вследствие целого ряда причин. К ним относятся: отток теплоты через лапы цилиндра и трубопроводы отборов пара, отставание изоляции от нижней части цилиндра вследствие её некачественного изготовления и крепления, наличие конвективных токов воздуха снизу вверх как снаружи, так и внутри цилиндра, скопление конденсата в нижних участках цилиндра вследствие неудовлетворительной работы дренажей.
Ввиду этих обстоятельств разность температур верха и низа корпуса может быть значительной. Действительно, наибольшие значения разностей температур верха и низа наблюдаются вблизи мест присоединения паропроводов к нижней половине корпуса. Паропроводы остывают быстрее корпуса, и через них от нижних половин цилиндра турбины происходит интенсивный отвод теплоты.
В практике эксплуатации турбин разности температур верха и низа при остывании корпуса достигали 80 - 120 0С, а получаемый в результате этого изгиб цилиндра приводил к задеваниям в переднем концевом и диафрагменных уплотнениях. Ориентировочно можно считать, что для современных турбин каждые 10 0С разности температур между верхом и низом приводят к уменьшению радиальных зазоров на 0,08 – 0,13 мм.
Для снижения этой разности температур при остывании в своё время применялись различные мероприятия: охлаждения верха цилиндра, паровой и электрический обогрев низа корпуса. Однако эти решения оказались малонадежными, и в настоящее время предпочтение отдаётся мероприятиям, связанным с нанесением более совершенной изоляции.
Список использованной литературы:
1. А.В.Иевлев «Эксплуатация паротурбинных установок небольших мощностей». – М., издательство «Энергия», 1964.
2. Н.К.Бодашков «Эксплуатация паровых турбин» - М. , Госэнергоиздат, 1955.
3. Действующая инструкция по эксплуатации турбоагрегатов ст.№6,7,8 Новосибирской ТЭЦ– 4
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.