Экономический глоссарий (абсолютное преимущество, автаркия, ..., эффективность распределения ресурсов, эффект увеличения размеров рынка), страница 4

вых товарно-денежных отношений между страна-         5ТЯ и ми, существующая на базе международного разде­ления факторов производства.

? ме-Многонациональная  корпорация  (тиШпайопа!

согрогайоп) - фирма, которая: 1) продает свою про­
дукцию более, чем в одной стране; 2) имеет произ-                       'зро1
водство в двух и более странах; 3) имеет собствен-                       лок,
ников-резидентов различных стран. Фирма считает­
ся многонациональной, если отвечает хотя бы од­
но* му из перечисленных признаков.                                уагё

зуе-

Модель жизненного цикла продукта (рго<1ис1 су-
с!е тос1е1) - модель создана в конце 1960-х годов Р.
Верноном. Каждый новый продукт проходит ряд           [ро-

стадий своего жизненного цикла. Новые виды про-              ше-

дукции создаются в промышленно развитых странах

20 Г. П. Овчинников            593


с применением квалифицированного труда, а впо­следствии их производство осваивается другими странами с менее квалифицированной рабочей силой,

Монетный паритет - отношение офи­циальной стоимости весовой единицы золота к офи­циальной стоимости такой же единицы серебра.

Монополистическая конкуренция - рыночная структура, представленная многими мелкими фирмами, производящими диф­ференцированную продукцию.

Невидимая рука рынка (ншзгЫе папе) - термин, введенный А. Смитом, суть которого в том, что не встречающее ограничений стремление индивидуума к собственной выгоде автоматически приводит к максимизации выгоды обществом в целом.

Нейтральность денег (пеШтаНгу оГ топеу) - поло­жение экономической теории, суть которого в том, что изменение количества денег в обращении при­водит только к изменению уровня цен, но не влияет на реальные переменные.

Неконвертируемая валюта - ва­люта, которая не обращается на внешних валютных рынках.

Неомеркантилизм (пеотегсаШШхт) - политика, в соответствии с которой страна явно стремится к ак­тивному торговому балансу для достижения какой-либо политической или социальной цели.


Нетарифные торговые ограничения - многообразные ограничения на пути движения международных потоков товаров и услуг за исключением тарифов (квоты, субсидии, добро­вольное ограничение экспорта, демпинг, экологиче­ские, санитарные и прочие нормы).

Неторгуемые товары и услуги (пошгаёес! §оо<15 апё зетсез) - товары и услуги, которые потребля­ются там, где они произведены. Неторгуемые това­ры и услуги не являются объектом международной торговли.

«Ноу-хау» (кпо\у-полу) - предоставление техниче­ского опыта, секретов производства, информации и пр. Предмет «ноу-хау», будучи использован в про­изводстве, создает известные преимущества, хотя и не обеспечен патентной защитой.

Обменный курс - соотношение ме­жду валютами двух стран при их обмене.

Обменный курс по кассовым операциям - обменный курс валют для сделок, которые будут заключены в течение 48 часов.

Обменный курс по срочным операциям - обменный курс валют, используе­мый для сделок, которые состоятся в будущем.

Обслуживание долга - сумма про­центов и основной части внешнего долга, подле­жащих оплате.


Общественная кривая безразличия (сотпшппу тсНйегепсе сигуе) - кривая, отражающая множество комбинаций двух товаров, которые обеспечивают обществу один и тот же уровень благосостояния.

Операции на открытом рынке (ореп татке! ор-егаиопз) - купля-продажа ценных бумаг Централь­ным банком страны.

Оптимальный тариф - тариф, ко­торый строится на основе максимизации выигрыша крупной страны от торговли путем улучшения ус­ловий торговли.

Опционный контракт - контракт, даю­щий право, но не обязанность приобрести валюту или ценные бумаги по установленной цене в буду­щем в определенный срок.

Открытая экономика (ореп есопоту) - нацио­нальная экономика, связанная с зарубежными стра­нами механизмами импорта, экспорта и финансо­вых операций.

Относительная цена товара (ге!а11уе соттосНгу рпсе) - цена одного товара, выраженная в цене дру­гого товара. Она равна альтернативным издержкам первого товара и задается абсолютным наклоном границы производственных возможностей.

Относительная   цена   фактора   производства

(ге!айуе &с1ог рпсе) - отношение цены одного фак­тора производства к цене другого фактора.