©2001г. Е.Иванов
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
Вторая половина 90-х годов XX в. ознаменована повышенным вниманием властных структур и общественности к проблемам национальной безопасности страны, в том числе безопасности экономической. В 1996 г. указом президента РФ была одобрена "Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) . В развитие этого документа было принято постановление правительства. В декабре 1997 г. состоялась научно-практическая конференция "Экономическая безопасность:
вопросы реализации государственной стратегии", принявшая развернутые рекомендации. За 1997-2000 гг. вышел ряд научных работ по этой проблематике. И, наконец, в январе 2000 г. также указом президента была утверждена "Концепция национальной безопасности Российской Федерации", в которой большое место занимают проблемы экономической безопасности.
В этих документах определены основные угрозы экономической безопасности и национальные интересы страны в области экономики. Эти угрозы и интересы сформулированы применительно к различным сферам экономики: реальному сектору, научно-техническому прогрессу, уровню жизни населения, региональным экономикам, финансам, денежному обращению, банковской системе, внешней торговле и т.п. Перечень слишком широк для журнальной статьи. Здесь мы попытаемся свести множество угроз и интересов в сфере экономики к весьма немногим задачам защиты экономической безопасности страны в обобщенном виде.
В конечном счете безопасным можно считать такое состояние экономики страны, которое обеспечивает России:
- возможность самостоятельно, без какого-либо значимого внешнего воздействия определять и проводить внутреннюю политику в социальной, экономической и других сферах, исходя из своих национальных интересов;
- способность активно влиять на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы страны;
- социальный мир и общественное согласие, предотвращение масштабных внутренних конфликтов, способных привести к изменению демократического политического строя.
Этими тремя условиями, из которых два касаются внешнеполитических и внешнеэкономических отношений, практически исчерпываются все требования к экономической безопасности. Конечно, эти два внешних условия в определяющей мере зависят от обороноспособности страны. Но сама обороноспособность зависит от экономики, от финансирования армии, возможности размещать и оплачивать заказы на вооружение, от состояния науки и отраслей, обеспечивающих военно-промышленный комплекс, то есть от экономического положения страны в целом. Поэтому экономическая безопасность России - основа всей национальной безопасности.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УЯЗВИМОСТЬ СТРАНЫ К ВНЕШНЕМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ
Преобразование российской экономики на новых, рыночных принципах за почти десятилетний период реформ дало немало позитивных результатов. Сформирована, хотя и не до конца, рыночная среда, заработали некоторые механизмы саморегулирования экономики. Созданы такие рыночные институты, как коммерческие банки, финансовые и фондовые биржи и т.д. Три четверти предприятий находятся в частной собственности. Вместе с тем эти коренные изменения социально-политического уклада были достигнуты ценой немалых экономических и социальных потерь.
Одной из таких потерь является утрата Россией былой экономической неуязвимости от внешних воздействий. Это находит конкретное выражение во множестве фактов. Здесь и весьма обременительная для России долговая нагрузка, и зависимость экономики страны от цен на нефть, и сильное влияние мировых финансовых и фондовых рынков на российские, и постоянная угроза резких скачков обменного курса рубля и конъюнктуры на внешних товарных рынках, не говоря уже о готовности или неготовности иностранных инвесторов вкладывать свои капиталы в нашу страну и о многом другом.
Таблица 1. Динамика объемов ВВП и импорта и доля импорта в товарных ресурсах розничной торговли, предыдущему году
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
|
ВВП |
91.3 |
87.3 |
95.9 |
96.6 |
100.9 |
95.1 |
103.2 |
107.7 |
Импорт |
103.0 |
114.2 |
120.4 |
113.0 |
107.1 |
82.0 |
66.9 |
109.4 |
Доля импорта в товарных ресурсах розничной торговли |
29 |
48 |
54 |
52 |
49 |
48 |
36 |
39 |
Утрата экономической неуязвимости Россией позволяет ряду стран действовать, не считаясь с нашими национальными интересами. Это проявилось в Югославии, в нападках по поводу торговли с Ираном, в антидемпинговых мерах по отношению к российскому экспорту металлопро-дукции, в дискриминации операций российских банков и т.д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.