М.Глинкина Г.Клейнер
«ВЫСВЕТЛЕНИЕ» ЭКОНОМИКИ И УКРЕПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Можно принимать или не принимать часто воспроизводимый на страницах «Российского экономического журнала» тезис, согласно которому главные угрозы экономической и в целом национальной безопасности нашей страны продуцируются реализуемым с 1992 г. реформационным курсом (а значит, нужно задействовать альтернативный вариант реформирования)', но его авторы несомненно правы, утверждая, что именно этот курс привел к гипертрофированному «затенению» отечественной экономики2. Нет принципиальных сомнений и в том, что последнее негативно сказывается на состоянии национальной безопасности России, однако существует задача конкретизации данного вывода. Попытка ее решения представляется необходимым исходным пунктом обоснования комплекса «высветляющих» мер укрепления безопасности, о которой идет речь.
Развития в соответствии с национальными целями или серьезно ухудшить ее положение в мировом сообществе. Рассматриваемое понятие распространяется на государство, экономику и социум вплоть до отдельного индивида и отражает их жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития государства, общества и личности, являющихся, таким образом, основными объектами национальной безопасности.
Последняя соответственно складывается из безопасности: 1) государства как политической организации (защиты целостности, суверенитета и независимости, материального и иного обеспечения стабильного развития согласно избранной стратегии); 2) общества (защиты формальных и неформальных общественных организаций и движений, гарантирования свободы их функционирования и влияния на политику государства); 3) личности и населения (защиты жизни, прав и достоинства граждан, их возможностей участвовать в общественных организациях и в управлении государством в рамках избирательных механизмов). Эти три аспекта безопасности образуют сложный комплекс, в рамках которого безопасность каждого из субъектов в конкретной ситуации может по-разному соотноситься с безопасностью остальных — дополнять их или им противоречить. Так, максимизация безопасности государства может потребовать снижения безопасности конкретных граждан, а максимизация безопасности общества — усиления безопасности государства.
Факторы, определяющие степень защищенности страны от внутренних и внешних угроз, можно с определенной долей условности подразделить на внутренние и внешние. Среди первых — экономические, социальные, политические, научно-технические, военно-политические, природно-климатические, социально-демографические, ментально-психологические, культурные и информационные. К внешним факторам безопасности относятся такие, как: глобальная экономическая динамика; политическая структура мира, роль международных организаций, международных дипломатических, военных, политических и иных отношений; международное право; структура и динамика международного разделения труда и торговли; общий уровень, территориальное распределение «очагов» и тенденции мирового научно-технического прогресса; природно-климатические условия в различных частях планеты и в мире в целом;
социально-демографические параметры и процессы; наличие и специфика диаспоры; особенности политики, проводимой отдельными странами и группами стран (экспансионизм, агрессивность, изоляционизм, миролюбие и т.п.).
Следует иметь в виду, что каждый из перечисленных внутренних и внешних факторов способен выступить в роли как фактора национальной безопасности, так и угрозы ей. Поскольку же факторы и их результаты представляют собой взаимосвязанную систему, любое изменение состояния каждого из факторов может иметь непосредственное (прямое) влияние, усиливающее или ослабляющее национальную безопасность, и влияние опосредованное (косвенное), распространяющееся через один или несколько других факторов. Есть основания говорить о влияниях нулевого порядка («изменение фактора i — изменение уровня национальной безопасности»), первого порядка («изменение фактора »' — изменение фактора у — изменение уровня национальной безопасности»), второго порядка («изменение фактора i — изменение фактора у — изменение фактора k — изменение уровня национальной безопасности»), и т.д.. Правомерно ставить также вопрос об оценке полного влияния изменения данного фактора на уровень национальной безопасности, имея в виду и учет всех видов влияния косвенного.
Как внутренние, так и внешние факторы национальной безопасности подвергаются непосредственному воздействию «теневой экономики», однако прежде всего важно подчеркнуть: ее расширение ведет к диспропорциям и разрушению связей в системе «государство — общество — личность». Утрачивая контроль над значительной частью экономики, государство ослабляет силу и уменьшает объем своего ведения, становясь как бы излишним: оно не защищает личность от криминальной части «теневой экономики» и не помогает индивидам отстаиватьсвои права в сферах неформальной и неофициальной экономики4. Возникает неустранимый разрыв между личностью и государством, основанный на утрате их взаимного доверия (неизбежным следствием этого становится взаимное недоверие индивидов). Государство не выполняет функции защиты эксплицитных и имплицитных контрактов, что также приводит к усилению недоверия и несклонности к долгосрочной стратегической экономической деятельности (в том числе к инвестированию). Это снижает потенциал и эффективность экономики в средне и долгосрочном горизонтах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.