Назначение ходовой части — передавать на почву вес трактора (автомобиля) и сообщать ему поступательное движение. Ходовую часть составляют три основных элемента: остов, движитель и подвеска.
Остов — основание машины, связывающее все ее механизмы в одно целое. Он может быть рамным, полурамным и безрамным.
Рамный остов представляет собой клепаную или сварную раму из балок различного профиля, на которую устанавливают агрегаты трансмиссии и двигатель. Такой остов у гусеничных Тракторов ДТ-75МВ, ДТ-75В, колесных тракторов-тягачей К-700, К-701, Т-160К и грузовых автомобилей.
Полурамный остов образуют корпуса трансмиссии трактора, соединенные с балками полурамы, на которую устанавливается двигатель. Полурамный остов используется на колесных универсальных тракторах (МТЗ-80, Т-40М, Т-16М и др.). Он удобен для навески машин, легче, чем рамный, однако доступ к отдельным сборочным единицам у него затруднен.
Безрамный остов состоит из соединенных в общую жесткую систему литых корпусов и картеров сборочных единиц трансмиссий и двигателя. Преимущество безрамного остова — высокая жесткость, компактность, небольшая масса; недостаток — труд-недоступность отдельных сборочных единиц, худшие условия для навешивания машин в сравнении с полурамным остовом.
У легковых автомобилей роль рамы выполняет кузов, называемый несущим. Для крепления двигателя и передней подвески служит короткая рама, прикрепленная к полу кузова.
Движитель колесного трактора (автомобиля) составляют колеса, приводящие трактор (автомобиль) в движение. По числу колес тракторы могут быть четырех- и трехколесными и со сближенными передними колесами.
Колеса трактора и автомобилей подразделяют на ведущие и управляемые. Первые сообщают трактору движение, а вторые придают ему соответствующее направление. Направляющие колеса могут быть одновременно ведущими. Общее число колес и их назначение выражается условной колесной формулой, первая цифра которой — это общее число колес данной машины, а вторая — число ведущих колес. Например, формула 3х2 означает, что трактор трехколесный с двумя ведущими колесами; формулы 4х2 и 4х4 показывают, что трактор или автомобиль четырехколесный, в первом случае с двумя ведущими колесами, а во втором — с четырьмя. Тракторы и автомобили, у которых число ведущих колес больше двух (у тракторов 4, а у автомобилей до 6), относят к машинам повышенной проходимости.
Ходовая часть тракторов различается по размерам передних и задних колес, которые могут быть одинаковыми или разными. У универсальных тракторов, работающих в междурядьях, передние колеса меньше, а задние больше. Колесные тракторы-тягачи (К-701, Т-150К) и все автомобили имеют колеса одного размера.
Пневматическое колесо состоит из диска, обода, которые образуют жесткую металлическую основу, и эластичной шины.
Обод соединен с диском заклепками или сваркой. На нем монтируют пневматическую шину. В отдельных случаях применяют бездисковые колеса (КамАЗ-5320). Различают глубокие и плоские ободья.
На универсальных колесных тракторах, грузовых и легковых автомобилях устанавливают глубокий симметричный обод. Глубокая выемка обода облегчает монтаж покрышки, которая имеет эластичный борт и удерживается на закраинах обода внутренним давлением воздуха.
На некоторых грузовых автомобилях применяют плоский разборный обод. При сборке колеса покрышка свободно надевается на обод и прижимается бортовым кольцом к закраине обода, после чего бортовое кольцо запирается разрезным замочным кольцом.
Диски колес укрепляются на ступицах, устанавливаемых у направляющих колес на цапфах и у ведущих колес на ведущих полуосях. В том случае, когда ведущие колеса автомобиля сдвоенные, к ступице колеса прикрепляется два диска (ГАЗ-53А и др.).
Внутреннее давление воздуха в шинах автомобилей колеблется в пределах 0,17...0,5 МПа.
У тракторов, передние и задние колеса которых разных размеров, давление воздуха в передних управляемых колесах (4х2) устанавливают равным 0,2...0,25 МПа, а в задних ведущих колесах — 0.08...0,12 МПа.
По устройству различают камерные и бескамерные шины.
Камерная шина объединяет покрышку, камеру с вентилем и ободную ленту.
Покрышка состоит из каркаса, протектора, подушечного слоя (брокера), боковин и бортов.
Каркас — основа покрышки и сделан из нескольких (от 2 до 12) слоев корда. Корд — прорезиненная ткань (хлопчатобумажное, капроновое или вискозное волокно) — придает покрышке требуемую прочность и гибкость. Корд с искусственным волокном обладает лучшей прочностью.
Протектор способствует надежному сцеплению шины с дорогой или почвой и защищает шину от повреждений. Он выполняется из толстого слоя прочной резины, имеющей на наружной поверхности грунтозацепы, расположенные определенным образом — соответственно назначению и условиям работы шины.
Через борта покрышки проходят кольца из стальной проволоки, придающей бортам прочность и упругость.
Подушечный слой (брекер), помещаемый между каркасом и протектором имеет 2. . .4 слоя корда, покрытого резиной. Он служит для повышения сопротивления каркаса механическим повреждениям и увеличивает связь между протектором и каркасом.
Боковина представляет собой поверхностный слой резины, защищающий боковые стенки покрышки от повреждений и проникновения влаги.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.