Строение каркаса шины может быть различным. У обычной шины нити корда в каркасе располагаются диагонально, а у шины Р— по кратчайшему расстоянию между бортами—радиально, откуда и произошло ее название. Подпротекторный слой шины Р более жесткий, состоит из 3...6 слоев корда из специальной вискозы или материала, армированного металлическими нитями (металлокорд).
Радиальное расположение нитей корда в каркасе позволило повысить прочность шины и снизить ее нагрев, уменьшить массу и затраты материалов, повысить плавность хода автомобиля, уменьшить потери мощности на качение.
Камера представляет собой герметический баллон (замкнутое резиновое кольцо) с вентилем, через который накачивают или выпускают воздух, а на тракторных шинах — и балластную жидкость. Вентили шин подразделяются на воздушные и водовоздушные, применяемые в тракторах.
Основная деталь воздушного вентиля — золотник, пропускающий воздух в камеру при ее накачивании и запирающий затем выход воздуха из камеры.
Резиновая ободная лента прокладывается между камерой и ободом, предохраняя их от трения между собой. Ободные ленты применяют только в колесах грузовых автомобилей.
Бескамерная шина. В таких шинах пространство, заполняемое воздухом, образуется в результате герметичного соединения обода колеса с покрышкой; вентиль при этом размещается на ободе. Бескамерные шины могут быть обычного типа и арочные. Герметичная посадка бескамерной шины на обод достигается при помощи специальной конструкции борта, плотно прижимающегося к закраинам обода внутренним давлением воздуха. Разновидность бескамерной шины — арочная шина.
Арочная шина способствует повышению проходимости автомобиля в трудных дорожных условиях. Это шины низкого давления (0,05...0,08 МПа), бескамерные, широкого профиля, с развитыми грунтозацепами, относительно малого диаметра.
По условиям прочности внутреннее давление в шине нормируется в зависимости от нагрузки на колесо. Для каждой модели автомобиля установлена норма давления воздуха в шинах.
Подвеска соединяет остов с колесами и служит для смягчения возникающих во время движения толчков и ударов и повышения плавности хода машины. Различают два основных типа подвесок: зависимые и независимые. В первом случае оба колеса подвешены к раме 4 (рис. 1, а), па общей оси 1, в результате чего перемещение каждого из них происходит вместе с осью; во втором — каждое колесо подвешено к раме 2 (рис. 1, б) независимо друг от друга, при помощи рычагов 1, 4 и стойки 5; колебания гасятся пружинами 3 (легковые автомобили).
Подвески могут быть на шарнирах, листовых пластинчатых рессорах, винтовых пружинах, упругих стержнях (торсионных валах) и т.д.
У автомобилей подвеской оборудованы передние и задние мосты, у тракторов - только передние, так как их задний мост составляет часть остова.
Подвески грузовых автомобилей зависимые и чаще всего выполняются на пластинчатых рессорах, которые применяются и на подвеске переднего моста трактора Т-150К. Пластинчатые рессоры 3 большинства грузовых автомобилей (рис. 2) и трактора Т-150К относятся к типу продольных полуэллиптических рессор. Продольными они называются потому, что располагаются вдоль рамы машины, а полуэллиптическими — из-за формы и способа крепления к раме. Такая рессора представляет собой балку, опирающуюся на раму в двух точках — опорах, из которых одна — шарнир, а вторая допускает некоторое перемещение. Средняя часть рессоры соединяется стремянками с передним или задним мостом.
Рессора 8 передней подвески автомобиля ЗИЛ-130 состоит из 11 листов, соединенных между собой хомутами 10. С кронштейном 1 рамы 4 передний конец рессоры соединен шарнирно. Задний конец рессоры скользящий. Для этого на коренном листе приклепана накладка, которая при изменении длины рессоры скользит по стальному опорному вкладышу. Снизу задний конец рессоры поддерживается распорной втулкой, установленной в кронштейне 11 Задние, наиболее нагруженные рессорные подвески грузовых автомобилей снабжаются подрессорниками, повышающими прочность подвески.
Подрессорник — это дополнительная малая рессора, работающая совместно с основной, когда под действием нагрузки прогиб основной рессоры достигает определенной величины.
Колесные универсальные тракторы имеют зависимую подвеску в виде простейшего шарнирного соединения (переднего моста с остовом), допускающего их относительные перемещения в вертикальной плоскости. Для лучшей плавности хода колёса подрессоривают цилиндрическими пружинами 4 (см. рис. 1, в), устанавливаемыми в кронштейнах 2 поворотного кулака передней оси (МТЗ-80, МТЗ-82, Т-40М и Т-40АМ).
Подвески автомобилей и некоторых тракторов снабжаются амортизаторами.
Амортизатор 7 (см. рис. 2) служит для гашения колебаний остова автомобиля при деформациях рессор. Преимущественное распространение получили гидравлические амортизаторы двустороннего действия. Их работа основана на том, что при относительных перемещениях подрессоренных и неподрессоренных масс автомобиля (трактора) находящаяся в амортизаторе жидкость перетекает из одной его полости в другую через небольшие проходные сечения, вследствие чего создается сопротивление, поглощающее энергию колебательных движений.
Литература.
Гуревич А.М. Тракторы и автомобили. –3-е изд., перераб. и доп.-М.:Колос,1983
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.