Устройство ходовой части грузовых автомобилей и колесных тракторов, страница 2

Строение каркаса шины может быть различным. У обычной шины нити корда в каркасе располагаются диагонально, а у шины Р по кратчайшему расстоянию между бортами—радиально, откуда и произошло ее название. Подпротекторный слой шины Р более жесткий, состоит из 3...6 слоев корда из специальной вискозы или материала, армированного металличе­скими нитями (металлокорд).

Радиальное расположение нитей корда в каркасе позволило по­высить прочность шины и снизить ее нагрев, уменьшить массу и затраты материалов, повысить плавность хода автомобиля, умень­шить потери мощности на качение.

Камера представляет собой герметический баллон (замкнутое резиновое кольцо) с вентилем, через который накачивают или вы­пускают воздух, а на тракторных шинах — и балластную жидкость. Вентили шин подразделяются на воздушные и водовоздушные, применяемые в тракторах.

Основная деталь воздушного вентиля — золотник, пропускающий воздух в камеру при ее накачивании и запирающий затем выход воздуха из камеры.

Резиновая ободная лента прокладывается между камерой и ободом, предохраняя их от трения между собой. Ободные ленты применяют только в колесах грузовых автомобилей.

Бескамерная шина. В таких шинах пространство, заполняемое воздухом, образуется в результате герметичного соеди­нения обода колеса с покрышкой; вентиль при этом размещается на ободе. Бескамерные шины могут быть обычного типа и арочные. Герметичная посадка бескамерной шины на обод достигается при помощи специальной конструкции борта, плотно прижимающегося к закраинам обода внутренним давлением воздуха. Разновидность бескамерной шины — арочная шина.

Арочная шина способствует повышению проходи­мости автомобиля в трудных дорожных условиях. Это шины низ­кого давления (0,05...0,08 МПа), бескамерные, широкого профиля, с развитыми грунтозацепами, относительно малого диаметра.

По условиям прочности внутреннее давление в шине нормиру­ется в зависимости от нагрузки на колесо. Для каждой модели автомобиля установлена норма давления воздуха в шинах.

Подвеска соединяет остов с колесами и служит для смягчения возникающих во время движения толчков и ударов и повышения плавности хода машины. Различают два основных типа подвесок: зависимые и незави­симые. В первом случае оба колеса подвешены к раме 4 (рис. 1, а), па общей оси 1, в результате чего перемещение каждого из них про­исходит вместе с осью; во втором — каждое колесо подвешено к ра­ме 2 (рис. 1, б) независимо друг от друга, при помощи рычагов 1, 4 и стойки 5; колебания гасятся пружинами 3 (легковые авто­мобили).

Подвески могут быть на шарнирах, листовых пластинчатых рес­сорах, винтовых пружинах, упругих стержнях (торсионных валах) и т.д.

Подпись: Рис. 1. Схема подвесок трактора и автомобиля:
а - зависимая: 1 — передняя ось; 2 -  цапфа колеса; 3 — рессора; 4 - рама; б — независимая; 1 — верхний рычаг: 2 - рама автомобиля; 3—пружина; 4 — нижний рычаг;   5 - стойка; в - с индивидуальным подрессориванием колеса: 1 -передняя ось; 2 - кронштейн; 3 - направляющая; 4 – пружинная рессора; 5 - цапфа колеса.

У автомобилей подвеской оборудованы передние и задние мосты, у тракторов - только передние, так как их задний мост составляет часть остова.

Подвески грузовых автомобилей зависимые и чаще всего выпол­няются на пластинчатых рессорах, которые применяются и на подвеске переднего моста трактора Т-150К. Пластинчатые рессоры 3 большинства грузовых автомобилей (рис. 2) и трактора Т-150К относятся к типу продольных полуэллиптических рессор. Продоль­ными они называются потому, что располагаются вдоль рамы ма­шины, а полуэллиптическими — из-за формы и способа крепления к раме. Такая рессора представляет собой балку, опирающуюся на раму в двух точках — опорах, из которых одна — шарнир, а вто­рая допускает некоторое перемещение. Средняя часть рессоры соеди­няется стремянками с передним или задним мостом.

Подпись: Рис. 2. Передняя подвеска автомобиля ЗИЛ-130:
1 — передний кронштейн; 2 — стремянка ушка; 3— рессора; 4 — рама; 5 — буфер рессоры; 6— наклад¬ка; 7— амортизатор; 9 — буфер на раме; 9 — обой¬ма; 10 — хомут; 11— задний кронштейн; 12— стре¬мянка; 13 — накладка ушка рессоры; 14 — ушко рессоры; 15 — втулка ушка; 16 — палец
Рессора 8 передней подвески автомобиля ЗИЛ-130 состоит из 11 листов, соединенных между собой хомутами 10. С кронштей­ном 1 рамы 4 передний конец рессоры соединен шарнирно. Задний конец рессоры скользящий. Для этого на коренном листе приклепа­на накладка, которая при изменении длины рессоры скользит по стальному опорному вкладышу. Снизу задний конец рессоры под­держивается распорной втулкой, установленной в кронштейне 11 Задние, наиболее нагруженные рессорные подвески грузовых автомобилей снабжаются подрессорниками, повышающими проч­ность подвески.

Подрессорник — это дополнительная малая рессора, рабо­тающая совместно с основной, когда под действием нагрузки про­гиб основной рессоры достигает определенной величины.

Колесные универсальные тракторы имеют зависимую подвеску в виде простейшего шарнирного соединения (переднего моста с осто­вом), допускающего их относительные перемещения в вертикальной плоскости. Для лучшей плавности хода колёса подрессоривают ци­линдрическими пружинами 4 (см. рис. 1, в), устанавливаемыми в кронштейнах 2 поворотного кулака передней оси (МТЗ-80, МТЗ-82, Т-40М и Т-40АМ).

Подвески автомобилей и некоторых тракторов снабжаются амортизаторами.

Амортизатор 7 (см. рис. 2) служит для гашения коле­баний остова автомобиля при деформациях рессор. Преимущест­венное распространение получили гидравлические амортизаторы двустороннего действия. Их работа основана на том, что при отно­сительных перемещениях подрессоренных и неподрессоренных масс автомобиля (трактора) находящаяся в амортизаторе жидкость пере­текает из одной его полости в другую через небольшие проходные сечения, вследствие чего создается сопротивление, поглощающее энергию колебательных движений.

Литература.

Гуревич А.М. Тракторы и автомобили. –3-е изд., перераб. и доп.-М.:Колос,1983