Охлаждение двигателей. Характеристика воды и способы определения жесткости, страница 6

5-1

Применение антифриюв технике имеет некоторые особенности. Заливать аитифрич в систему охлаждения можно только после удаления из нее накипи, которая активно разрушав! антикоррозионные присадки. Эгилснгликоль имеет высокий коэффициент расширения и при нагреве до 60... 70 °С увеличивает объем на 6...8 %, поэтому систему охлаждения следует заливать только на 92...94 %. Высокая температура кипения этиленгликоля способствует выкипанию воды, а поэтому периодически необходимо проверять плотность смеси с помощью специального прибора, называемого гидрометром, и добавлять волу. Гидрометр представляет собой разновидность ареометра, только на его шкале вместо значений плотности нанесены значения концентрации этиленгликоля в растворе и температура замерзания.

Каждому составу смеси соответствует определенная плотность. Если концентрация этиленгликоля завышена, добавляй» волу до стандартного состава смеси. Плотность жидкости А-40 составляет 1,07, жидкости А-65 -1,084. Плотность определяют при температуре смеси 20 "'С.

Если в системе охлаждения двигателя снижается уровень жидкости, необходимо проверить герметичность всех соединений. Если убыль жидкости произошла по причине негерметичности системы, после ее ремонта добавляют до требуемого уровня антифриз. Если система исправна, а уровень жидкости уменьшается, то убыль нужно пополнить чистой водой, гак как температура ее кипения значительно ниже, чем у этиленгликоля, и она быстрее испаряется. При сильном испарении воды может изменяться существенно температура застывания.

Антифризы - доро1ххггоящис вещества, поэтому их применение требует особой бережливости. При переходе машины на летнюю эксплуатацию антифриз сливают в чистую емкость. После фильтрации он может быть использован повторно. Систему охлаждения при том хорошо промывают водой.

Запрещается хранил, антифриз и оцинкованной таре, так как образуется осадок и жидкость портится. В систему не допускается попадание нефтепродуктов, в результате чего жидкость сильно вспенивается. Необходимо помнить, что антифриз разрушает резиновые детали, поэтому лучше применять дюритовые соединения и шланги.

Для всесезонной эксплуатации легковых и 1рузопых автомобилей, тракторов на пнсвмоколосном ходу и других машин широко применяется низкозамерзаюпюя жидкость   т о с о л , пригоювлснния на основе этиленгликоля   с   добавлением   2,5...3,0 %   сложной   композиции противокоррозионных и антипонных присадок. Выпускаю! тосол Л ivco-ii А-40 и тосол Л-65 ('ГУ 6 02751-73), окрашенный в зслсно-тлубой цвет пкол Л представляет собой концентрированный этилснгликоль, содержащий присадки. Пользуются им после разбавления дистиллированной водой. Смесь тосола Л и поды и соотношении 1:1 hmcci температуру начала кристаллизации -35 "С.


i$

Тосол А-40 - водный раствор тосола А с температурой застывания не выше -40 °С. Тосол Л-65 - с температурой минус 65 "С. Марки тосола определяют по плотности. Тосол А имеет плотность 1,12...1,14, тосол А-40 -1,075...1,085, тосол А-65 -1,085...1,095 г/см3. При уменьшении объема тосола в системе охлаждения двигателя добавляют только дисциллированную воду, которая испаряется в процессе работы. Тосол, работающий в системе два года, подлежит замене.

Из альтернативных охлаждающих жидкостей для системы двигателей могут применяться:

1. Водоспиртовые смеси, недостатком которых является быстрое испарение, невысокая температура кипения и недостаточно низкая температура замерзания.

2. Водоглицериновые и спирто-водоглицериновые смеси, имеющие температуру замерзания до -45оС, но трудно прокачиваемые по системе охлаждения из-за высокой вязкости. Так, при температуре -20оС вязкость глицериновой смеси возрастает в 10 раз, по сравнению с температурой +20 °С. Смесь из 67 % глицерина и 33 % воды застывает при температуре -47 °С.

3. Дизельное топливо зимней марки, которое нагревают до 120...130оС в присутствии медной стружки, что способствует удалению из него вредно действующих кислот. После удаления стружки в топливо добавляют 4...5 % серной кислоты и выдерживают в течение двух часов, после чего добавляют 10 % кальцинированной соды и делают трехкратную промывку горячей водой. После этого топливо для освобождения от воды нагревают до 100 °С. Обработанное таким образом топливо имеет в два роза меньшую окислительную   способность.   Достоинство   дизельного   топлива недефицитность, низкая вязкость, создание на поверхностях антикоррозионной пленки и др. Недостаток - опасно в пожарном отношении, недостаточно эффективно отводит тепло, вспенивается при попадании воды, быстро разрушает резиновые шланги.

В заключении необходимо отметить, что а случае применения в двигателях охлаждающей жидкости, отличной т воды, то есть с более высокой температурой кипения, се температуру на выходе из двюателя следует поддерживать ниже оптимальной температуры воды, указанной в руководстве

по эксплуатации.