1. Цель работы:определение ускорения поступательного движения грузов на машине Атвуда, момента сил трения в подшипниках.
2. Теоретические основы.
Лабораторная установка (система) состоит из двух грузов одинаковой массы m, закрепленных на концах легкой нерастяжимой нити, перекинутой через блок (рис. 1).
Рассмотрим 4 варианта состояния системы.
Вариант 1. Массы правого и левого грузов равны между собой. Силы натяжения, создаваемые правым и левым грузами одинаковы и противоположны.
F1 = F2 = mg
Система неподвижна. Ускорение a1 = 0.
Вариант 2. На правый груз помешают перегрузок m0. Масса блока и сила трения на оси блока не учитываются. Возникает дополнительная сила
F0 =m0g (1)
Эта сила приводит систему в движение с ускорением a2. Согласно второму и третьему законам Ньютона, движение грузов системы общей массой (2m + m0) вызывает противодействующую силу
|
Приравнивая (1) и (2) определяем ускорение
a2 = m0g/(2m + m0) (3)
Вариант 3. Учтем влияние момента инерции блока JБ на движение системы. Согласно основному закону динамики вращательного движения момент силы МБ на блоке равен:
МБ = JБe (4)
Где e - угловое ускорение вращения блока, равное
e = а3/RБ (5)
где а3 - линейное ускорение движения грузов.
В то же время момент силы МБ можно представить как
МБ = FБRБ (6)
Где FБ - сила, вызванная противодействием блока,
RБ - радиус шкива (внешний радиус блока).
Решая совместно (4), (5), (6), получим
FБ = a3JБ/RБ2 (7)
Сила противодействия FБ со стороны блока вызвана за счет ускорения e вращения блока.
Уравнение действующей силы F0 равно сумме противодействующих сил
F0 = F0’ + FБ, то есть
m0g = (2m + m0)a3 + JБa3/RБ2
Ускорение системы с учетом влияния момента инерции блока
a3 = m0g/(2m + m0 + JБ/RБ2) (8)
Вариант 4. Учтем момент трения в подшипниках блока.
Мтр = FтрRБ или Fтр = Мтр/RБ,
где Мтр - сила трения, приведенная к нити.
Уравнение действующей и противодействующих сил примет вид
F0 = F0’ + FБ + Fтр или
m0g = (2m + m0 + JБ/RБ2)а4 + Мтр/RБ
Отсюда ускорение движения грузов
a4 = (m0g – Mтр/RБ)/(2m + m0 + JБ/RБ2) (9)
Для определения Мтр, подбирается такой минимальный перегрузок m', при котором начнется перемещение грузов в установке Атвуда. В этом случае момент сил трения определяется по формуле
Мтр = m’gRБ (10)
Момент инерции блока RБ в формулах (8), (9) равен
JБ = mБRБ2/2 (11)
Где m’ - масса блока.
Фактическое ускорение движения грузов аф определяется экспериментально, исходя из кинематического уравнения движения
h = aфt2/2
Откуда
аф = 2h/t2 (12)
где h- высота, с которой опускается правый груз,
t - время опускания груза.
3. Описание экспериментальной установки.
Схема экспериментальной установки представлена на рис.2. На вертикальной стойке 1 закреплены два кронштейна 2 и 4. На кронштейне 2 закреплен блок 5. Через блок перекинута нить малой массы с грузами 6 на концах. На кронштейне 2 закреплен также
|
4. Порядок выполнения работы.
1) Установить кронштейн с ограничительной площадкой на выбранной высоте h.
2) Убедиться, что система находится в безразличном равновесии. Положить на правый груз перегрузок массой m0 (no указанию преподавателя).
3) Подключить к установке блок питания, соединив два гнезда на блоке с гнездами "БП" на колодке установки.
4) Подключить к установке электронный секундомер, соединив два гнезда на секундомере с гнездами "Сек." на колодке установки.
5) Подключить блок питания и секундомер к сети 220 В. Включить электропитание секундомера, установив тумблер на лицевой панели в положение "Вкл.".
6) Установить груз с перегрузком в исходное положение, подняв их вверх до упора, предварительно отключив тормоз нажатием клавиши 3 (положение 2).
7) Включить тормоз нажатием клавиши 3 (положение 1).
8) Нажатием кнопки "Сброс" на секундомере установить показания индикаторов на ноль.
9) Привести систему в движение, установив клавишу 3 в положение 2: тормоз отключается, а секундомер начинает отсчет времени.
10) В момент касания грузом опорной площадки - установить клавишу 3 в положение 1: секундомер остановится. Для определения времени движения груза t показание секундомера умножить на коэффициент К = 2. Полученный результат занести в таблицу.
11) Повторить измерения 5 раз, выполнив пункты 6, 7, 8, 9, 10.
12) Выключить секундомер, установив тумблер на лицевой панели в нижнее положение.
13) Отключить блок питания и секундомер от сети.
14) Определить минимальный перегрузок m', при котором начинается перемещение грузов.
5. Данные установки и таблица результатов измерений.
Масса каждого из грузов m = 120 г. Масса перегрузка m0 = 3-12 г (по указанию преподавателя). Ускорение свободного падения g = 9,81 м/с2. Масса блока mБ = 109,7 г. Радиус блока RБ = 70 мм.
Таблица результатов данных.
№ замера |
t, с |
(ti - tср)2 |
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
||
5 |
||
Средн. |
å |
6. Обработка результатов измерения.
1) Вычислить момент инерции блока JБ по Формуле (11).
2) Вычислить момент трения Мтр в блоке по формуле (10).
3) Вычислить ускорения а2, а3, а4 по формулам (3), (8), (9).
4) Вычислить среднее время опускания груза t, используя замеры в таблице.
5) Вычислить фактическое ускорение аф по формуле (12).
6) Сравнить ускорения а2, а3, а4, аф и проанализировать результаты.
7) Определить результирующую погрешность Δt в установленном порядке.
8) Рассчитать погрешности косвенного измерения dаф и Δаф по формулам
dаф = 2dt = 2Δt/t, Δаф = dаф*аф
9) Записать результат аф, с учетом погрешности и с указанием на доверительную вероятность.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.