Рис1 Подшипник качения:
dT.K - диаметр тела качения; dB– внутренний диаметр подшипника; dH- наружный диаметр подшипника; dc= (dH + dB )/2 – диаметр сепаратора; а - угол контакта тел качения.
Изменение числа контактирующих тел качения влияет на жесткость подшипника, следовательно, на их деформацию под действием силы тяжести, с указанной частотой.
Дефекты изготовления подшипника, такие как овальность и гранность дорожек качения, разномерность тел качения, отклонение их форм от расчетных, например, от сферической, цилиндрической и т.п., приводит, в первую очередь, к колебаниям ротора на низких частотах, так как ось вращения ротора перемещается в направлении действия силы веса, повторяя профиль поверхностей качения.
Так, разномерность тел качения создает вибрацию на частоте вращения сепаратора /с и кратных ей частотах
Овальность или гранность внутреннего кольца подшипника создает вибрацию на частотах, кратных частоте вращения ротора KfBP.
Отклонение формы тел качения от расчетной приводит к увеличению вибрации на частотах, кратных частоте контакта точки тела качения с поверхностями качения внутреннего и наружного колец 2КfT.K:
причем из-за прецессии тел качения, а также из-за того, что нагрузка на тела качения изменяется с частотой вращения сепаратора, вибрация на частотах 2 KfTK модулирована на амплитуде частотой , т.е. появляются составляющие с частотами:
где К,L=1,2,3...
Дефекты сборки подшипникового узла, такие как перекосы колец подшипника, несоосности валов и излом линии вала сопрягаемых механизмов, радиальный натяг в подшипниках, приводят как к появлению низкочастотных гармонических составляющих вибрации механизма, так и к изменению характера случайной вибрации, а также к появлению периодического изменения ее интенсивности (амплитудной модуляции). Такой дефект, как недостаток или избыток смазки, приводит к росту интенсивности случайных составляющих вибрации.
В области низких частот дефекты сборки вызывают появление следующих гармонических составляющих вибрации:
на частоте 2fHпри перекосе наружного кольца подшипника;
на частоте fBпри изломе линии вала сопрягаемых механизмов, где
частота перекатывания тел качения по внутреннему кольцу подшипника;
с комбинационными частотами (могут быть любые комбинации из частот, определяемые выражениями (1 )-(5) при радиальном натяге в подшипнике;
на частоте 2fsпри перекосе внутреннего кольца подшипника, или приводит к росту интенсивности следующих гармонических составляющих вибрации:
на частоте 2/а/, при перекосе внутреннего кольца подшипника;
на частоте fHпри несоосности валов сопрягаемых механизмов.
Случайные составляющие вибрации приобретают амплитудную модуляцию в зависимости от вида дефектов сборки следующими частотами:
- при перекосе наружного кольца частотой 2/я;
- при перекосе внутреннего кольца частотой 2/в/, и реже частотой 2/s;
- при несоосности валов сопрягаемых механизмов частотой fH(ростом глубины модуляции, так как слабая модуляция есть и в бездефектных подшипниках);
- при изломе линии валов сопрягаемых механизмов частотой fBF;
- при радиальном натяге комбинированными частотами.
Исходные данные
Таблица 1
Обозначение подшипника |
dв, мм |
dн, мм |
dтк, мм |
a, о |
Z |
38205 |
25.00 |
47.00 |
7.94 |
0.00 |
13.00 |
38206 |
30.00 |
52.00 |
7.94 |
0.00 |
16.00 |
38207 |
35.00 |
62.00 |
9.53 |
0.00 |
15.00 |
38208 |
40.00 |
68.00 |
10.32 |
0.00 |
15.00 |
38209 |
45.00 |
73.00 |
10.32 |
0.00 |
17.00 |
38210 |
50.00 |
78.00 |
11.11 |
0.00 |
17.00 |
38212 |
60.00 |
95.00 |
13.49 |
0.00 |
17.00 |
38214 |
70.00 |
105.00 |
12.70 |
0.00 |
20.00 |
38216 |
80.00 |
116.00 |
13.49 |
0.00 |
21.00 |
38216 |
85.00 |
125.00 |
15.88 |
0.00 |
19.00 |
Произведем расчет частот для подшипника 38205.
Частота вращения n = 1500 об/мин или fвр = 25 об/с.
Диаметр сепаратора:
Гармоническая низкочастотная составляющая:
Частота вращения сепаратора:
Частота контакта точки тела качения с поверхностями качения внутреннего и наружного колец:
Частота излома линии вала сопрягаемых механизмов:
Результаты расчетов для других подшипников сведем в таблицу 2.
Таблица 2
Обозначение подшипника |
fн, Гц |
Kfc, Гц |
2Kfтк, Гц |
fв, Гц |
38205 |
126.660 |
9.743 |
23.784 |
198.340 |
38206 |
161.268 |
10.079 |
24.062 |
238.732 |
38207 |
150.657 |
10.044 |
24.035 |
224.343 |
38208 |
151.667 |
10.111 |
24.087 |
223.333 |
38209 |
175.331 |
10.314 |
24.235 |
249.669 |
38210 |
175.611 |
10.330 |
24.247 |
249.389 |
38212 |
175.511 |
10.324 |
24.243 |
249.489 |
38214 |
213.714 |
10.686 |
24.473 |
286.286 |
38216 |
226.366 |
10.779 |
24.526 |
298.634 |
38216 |
201.581 |
10.610 |
24.428 |
273.419 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.