Себестоимость продукции и услуг анализируемого предприятия к концу 1999 г. увеличилась на 297000 руб., а к концу 2000 г. на 53000 руб., таким образом, за весь анализируемый период этот показатель увеличился на 350000 руб. или 83%. Темпы роста себестоимости ООО «Автаркия» значительно велики, т.е. к концу анализируемого периода себестоимость составила 170% к концу 1999 г., что на 7% ниже темпов роста выручки от реализации товаров, работ и услуг. Но к концу 2000 г. темпы роста себестоимости продукции и услуг снизились на 63%. Кроме того, темпы роста себестоимости продукции и услуг к концу 2000 г. снизились на 12% по сравнению с темпами роста выручки от реализации работ и услуг за аналогичный период. Удельный вес себестоимости сократился на 4% к концу 1999 г., а к концу 2000 г. еще на 8%. Следовательно, к концу анализируемого периода положение предприятия улучшается.
Балансовая прибыль предприятия за анализируемый период увеличилась на 98000 руб. и составила 125000 руб. к концу 2000 г. Темпы роста данного показателя к концу 1999 г. составили 296%, а к концу 2000 г. 156%, т.е. произошло снижение на 140%. Удельный вес балансовой прибыли также увеличился и к концу 1999 г. на 4%, а к концу 2000 г. на 3%. Увеличение удельного веса данного показателя обусловлено снижением удельного веса себестоимости работ и услуг на 63%.
Проведем методом цепных подстановок факторный анализ прибыли и рентабельности ООО «Автаркия» за период с 1998 по 2000 гг. и представим результаты анализа в виде таблицы 3.2.
По полученным данным таблицы 3.2 можно сделать вывод, что увеличение себестоимости оказало отрицательное влияние на прибыль и на рентабельность как в 1999 г., так и в 2000 г., несмотря на то, что темпы роста себестоимости ниже, чем темпы роста выручки от реализации работ, услуг за рассматриваемый период.
В связи с этим предприятие увеличило цены на оказываемые услуги, что и доказывает положительное влияние первого фактора как на рентабельность, так и на прибыль ООО «Автаркия».
Факторный анализ прибыли и рентабельности ООО «Автаркия»
за период с 1998 по 2000 гг.
Таблица 3.2
Факторы |
Изменения показателя |
|
за 1999 |
за 2000 |
|
Общие изменения прибыли от реализации товаров, услуг, тыс. руб. в том числе, за счет изменения выручки от реализации работ, услуг; за счет увеличения себестоимости работ, услуг |
53 +350 -297 |
45 +150 -105 |
Общие изменения рентабельности предприятия, % в том числе, за счет изменения выручки от реализации работ, услуг; за счет увеличения себестоимости работ, услуг |
4 +41 -37 |
3 -9,7 +12,7 |
Дать оценку финансовых результатов деятельности предприятия можно не только с помощью абсолютных показателей, но и относительных показателей, т.е. показателей оценки рентабельности предприятия.
Рассчитаем показатели рентабельности для ООО «Автаркия» и представим их в виде таблицы 3.3.
Оценка показателей рентабельности ООО «Автаркия» за 1998-2000 гг., %
Таблица 3.3
№ п/п |
Показатели |
Абсолютное значение |
Абсолютное изменение, % |
|||
за 1998 |
за 1999 |
за 2000 |
за 1999 |
за 2000 |
||
1 |
Общая рентабельность предприятия |
14,9 |
25,2 |
28,3 |
10,3 |
3,1 |
2 |
Чистая рентабельность предприятия |
14,9 |
25,2 |
28,3 |
10,3 |
3,1 |
3 |
Чистая рентабельность собственного капитала |
20,3 |
32 |
36.4 |
11,7 |
4,4 |
4 |
Рентабельность текущих активов |
31,9 |
67,5 |
102 |
35,6 |
34,5 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.